Примерное время чтения: 4 минуты
1019

Железнодорожники Сталинграда: путь к Победе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Нижнее Поволжье 04/05/2011

Огромная ответственность по обеспечению перевозок для защитников Сталинграда легла на плечи железнодорожников. Провиант, орудие, техника – все это нужно было доставить на фронт. И доставки были непрерывными, несмотря на жесточайшие бомбежки…

Решающим при обороне Сталинграда стало строительство Волжской рокады – 340-километровой магистрали, соединившей Сталинград с Саратовом и построенной в 1942 году, буквально перед прорывом немцев к Сталинграду.

Шесть месяцев несли фронтовую вахту железно­дорожники Сталинграда и прилегающих к городу линий, питавших войска Сталинградского и Донского фронтов. Немецкая авиация днём и ночью бомбила станции, разъезды, перегоны, узлы, поезда. Несмотря ни на что, поезда шли днём и ночью. Направление одно – фронт. Интервал движения – всего 10 минут. Машинисты, кондукторы, поездные вагонные мастера неделями не сходили с паровозов и тормозных площа­док. Бессменно находились на своих постах путейцы, связисты, движенцы... Даже раненые не покидали по­стов.

Работники Сталинградской железной дороги проявили себя как на трудовой, так и на боевой вахте. Шестерым из них за годы войны было присвоено звание Героя Социалистического Труда; 12 призванных в Советскую Армию стали Героями Советского Союза; 370 железнодорожников за образцовое выполнение заданий командования были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Прекрасная артиллеристка

Александра Григорьевна Жулина родилась в 1925 году. В октябре 1942 года добровольно ушла на фронт. Служила в 1242-м стрелковом полку, 374-я дивизия, 3-й батальон, 8-я рота. Батарея 77-мм. пушек. Александра Григорьевна участвовала в боях за освобождение Ленинграда, Нарвы, Пскова. Воевала в Эстонии, Латвии, Литве.

В роте она была единственной женщиной. Порой отважной фронтовичке доводилось выполнять обязанности связиста, санинструктора, подносчика снарядов. Не раз она ходила в разведку за линию фронта.

Дважды была ранена. Из армии в 1945 году её списали инвалидом 2-й группы. После войны поселилась в Сталинграде и работала на железной дороге ревизором поездов Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. Александра Григорьевна награждена орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и другими.

Боевая «Березка»

Александра Петровна Выходцева, участница Сталинградской битвы, родилась в 1922 году в селе Тундутово Малодербетовского района Сталинградской области. В 18 лет окончила курсы Ворошиловских стрелков. В 1942 году пошла на фронт. Воевала в 51-й армии. Её отряд занимался разведкой и диверсиями в тылу врага. Однажды даже Александре Петровне, чей позывной был «Берёзка», пришлось служить уборщицей в комендатуре, но немцы что-то заподозрили, и «Берёзка» вернулась в отряд.

В тылу врага диверсионный отряд захватил склад продовольствия в Аксае, в Тундутово пустил под откос три состава немецкой техники.

При выполнении боевого задания в 1943 году «Берёзка» попала в плен к немцам. На допросе она показала фрицу кукиш и сказала: «Не видать вам России. Наши «катюши» выжгут вам печёнку». Тогда её пообещали повесить. К счастью, ночью её спасли разведчики…

На очередном задании отряд попал под бомбёжку – «Берёзку» контузило и ранило в спину. После госпиталя Александра Петровна была списана в запас. После войны много лет проработала в бригадном доме Волгоградского локомотивного депо. Откуда и ушла на пенсию.

Александра Петровна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах