Примерное время чтения: 6 минут
518

Братство хлыстов надежно спрятано под землей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Нижнее Поволжье 08/12/2010

Еноховцы, о которых в области не слышали десятилетиями, на прошлой неделе напомнили о себе. Прошел слух, будто раскольники купили землю в Колобовке Ленинского района и тайно взялись рыть подземелья, как полтора века назад в Волжском (тогда Верхней Ахтубе) и Заплавном. Говорят, ради этого в село ездили спелеологи и даже чего-то нашли. Корреспондент «АиФ» – НП» решил проверить, откуда растут уши у этой сенсации.

Взнос

До заместителя главы администрации Ленинского района Сергея Цабыбина подобные слухи не доходили. Жители Колобовки насчёт верующих в подземную жизнь тоже не в курсе. Один из них, Сергей Джурилов, предложил своё объяснение слухам:

– К нам ездят археологи, ведь здесь была столица Золотой Орды. Вот люди и подумали, что снова хлысты завелись.

Первый раз о хлыстах заговорили в наших краях в 1860 году. Тогда Андрей Черкасов из села Верхняя Ахтуба вырыл землянку среди мельниц на горе и стал в ней молиться. Скоро пришли другие, жилище расширили до пещеры. А люди всё валили и валили, так что через десять лет на крутом берегу выросла целая система подземных сооружений наподобие Киево-Печерской лавры. К тому времени Черкасов стал брать с новообращённых солидный вступительный взнос. Поклонялись святому Еноху и скоро совсем откололись от православия. Сектантов стали называть еноховцами. Всё это ещё при их жизни описал послушник Иван Черкасов. С подземными жителями он провёл приличное время и со знанием описал ужас их бытия. В подземное братство, как в клуб, стали принимать только за деньги, супруги открыто жили с другими партнёрами.      

Последователями Андрея Черкасова стали пять «пророков» в Царицыне. В Заплавном крестьянин Михаил Шашков тоже нарыл пещер, но об этом узнало начальство и разрушило их вместе с сектой.

В тридцатых годах прошлого века еноховцы пытались возродиться и организовали молитвенный дом в шести километрах от села  Безродного (оно же Верхняя Ахтуба и Волжский), на хуторе Козлове. А их последователи всплывали до 1960 года в Тракторозаводском районе. Эти данные раскопала и опубликовала местный краевед Тамара Башлыкова.

Корреспонденту «АиФ» – НП» она рассказала, что власти заинтересовались пещерами лишь в 1964 году, когда трест «Жилстрой» начал рыть котлован под фундамент дома в центре города. Наткнулись на гроб, хотя кладбища здесь не было. Тут-то и вспомнили о еноховцах. Обратились к военным, те прислали маркшейдеров, которые прошли пути сектантов и нарисовали план подземелий. Вот он, передо мной. Похоже на современный микрорайон: прямые улицы ходов с тремя молитвенными домами.

– Маркшейдеры прошли около трёхсот метров, я считала, – говорит Башлыкова.

По подсчётам описателя еноховского уклада Ивана Черкасова, общая длина нор была тысячу саженей. То есть два с лишним километра.

Вера в подземную жизнь

Волжанка Людмила Рукина в шестидесятые годы была молодым инженером и с группой таких же отчаянных ребят проползла по этим ходам сотню метров.

Страх на неё обрушился, когда высыпала из обуви песок подземелий: ясно почувствовала, что вместе с друзьями могла остаться под землёй. До сих пор вздрагивает от этого воспоминания. Кстати, лезли в норы с конкретной целью: найти захоронения, как в Киевской лавре. Не нашли.  

Пацаном забирался в пещеры сектантов и старший преподаватель Волжского института строительства и технологий Сергей Битюков. Он ведёт меня к стадиону имени Логинова, чтобы показать это место на крутом берегу Ахтубы:

– У забора был один вход, метрах в двадцати отсюда – другой. Проползали метров пять, дальше земля осыпалась, проход становился такой узкий, что не пролезть даже мальчишке.       

Студентом он проходил практику в тресте «Жилстрой» и поднимал документы, связанные со строительством гостиницы «Ахтуба» в центре города. Там говорилось, что были обнаружены утечки воды и просадки грунта, поэтому сделали инженерные изыскания и обнаружили систему ходов – около 400 метров. В пустоты нагнетали гипсоцементный раствор, чтобы предотвратить просадку грунта.

Юрий Кочетков работал в Волжском конструктором научно-исследовательского института абразивов и шлифования.

Ради любопытства прополз двести метров тех ходов, начертил схему и передал в музей. Считает, что подземелья тянулись на три километра.

– Раньше говорили, что их длина ещё больше, что катакомбы уходили до Рабочего посёлка, – напоминает ветеран.

Может и правы те, кто говорит о лабиринте в полсотни километров?

Кстати, он может пригодиться даже сейчас. Есть проект построить в Волжском кусочек села Безродного. Как музей. Может, и неплохо: если в городе нет никакой старины, пусть будет хоть искусственная. А ведь на том же самом месте, где мечтают построить липовое село, засыпан молитвенный зал еноховцев – настоящий, укрытый лишь землёй.

– Я видела его в 1993 году, когда прокладывали новые трубы к картинной галерее. Стены из красного кирпича, на дне лежали обломки утвари и икон, а вообще всё было как в погребе, – вспоминает Тамара Башлыкова.

К слову

Поземелья рыли не только сектанты. В сентябре 1911 года иеромонах Илиодор призвал верующих копать пещеры для спасения от Антихриста. Четыре тысячи человек трудились над строительством четырёх подземных ярусов четыре месяца, днями и ночами, сменами по десять часов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах