Примерное время чтения: 9 минут
354

Как не разориться на дешевом авиабилете из Волгограда в Москву

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Нижнее Поволжье 30/06/2010

Авиаперелеты всегда предполагали высокую стоимость. Здесь работает обычная пропорция: чем больше денег, тем меньше времени и наоборот. Поэтому услуга авиаперевозок изначально предназначалась для людей с деньгами, но ограниченных во времени.

Но все меняется, рынок авиаперевозок расширялся, росла конкуренция и, как следствие, появлялись новые способы привлечения клиентов. Так и родилась бизнес - модель, которую сейчас называют «лоу кост» или бюджетные авиакомпании.

Родина лоу-костов — США. Но распространение они получили, когда в России только развалился воздушный монополист «Аэрофлот»- в начале 90-х.

Благодаря гораздо более низкой структуре эксплуатационных расходов, чем у обычных компаний лоу косты быстро охватили новый потребительский сектор, который раньше вполне довольствовался поездами и автобусами, а так же переманил часть пассажиров, готовых пожертвовать сервисом ради экономии.

В России о билетах на самолет по цене автобуса долгое время можно было услышать лишь из рассказов россиян, посетивших Европу. И лишь 4 года назад авиакомпания SkyExpress, основанная Борисом Абрамовичем, стала первым  в нашей стране низкобюджетным авиаперевозчиком. Со временем ее самолеты стали летать из Москвы в несколько крупных городов России. А вот Волгоград менеджеры компании посчитали недостойным своего внимания.

До недавнего времени рейсы из нашего города в Москву выполняли четыре авиаперевозчика: «Волга-Авиаэкспресс» (вошедшая после банкротства в компанию «Руслайн»),  вездесущий «Аэрофлот», «Сибирь», «Ютэйр». И вот, несколько недель назад на волгоградском рынке авиасообщений появился новый игрок – российский лоу кост «Авианова».

Предложения этой компании похожи на сон. Тариф до Москвы от 250 рублей. Даже не вериться, что это возможно. А как же обслуживание самолета, зарплата персоналу. Неужели рейсы окупаются?! По словам  директора по маркетингу компании «Авианова» Жанны Шалимовой, пока еще рано делать выводы насколько успешно направление из Волгограда. Но на сегодняшний день в компании довольны загрузкой самолетов.

Впрочем, в покупке билета на лоу кост есть много подводных камней, если не знать о которых, можно серьезно пострадать, как финансово, так и морально. Корреспондент «АиФ-Волгоград» выяснил  плюсы и минусы нового перевозчика и как появление «бюджетной» авиакомпании повлияло на деятельность остальных перевозчиков.

Экономия на комфорте

- Да они, наверное, на списанных самолетах летают, - воскликнул мой знакомый, узнав о тарифах «Авиановы». Купишь билет на такой самолет, а он, в самом деле, окажется «путевкой на небо».

Вообще, многие россияне, не знакомые с правилами «бюджетных авиакомпаний», считают, что такие цены достигаются за счет наплевательского отношения к техническому состоянию самолетов. Это в корне неверно. У той же «Авиановы» пять воздушных судов типа Airbus A320, сроком эксплуатации не боле 10-ти лет. Да и требования к воздушным судам в России одинаковы для всех. У авиакомпаний есть достаточно возможностей снизить  себестоимость перелета. Проще говоря, лоу косты экономят на всем, кроме самих самолетов.

- Я вполне удовлетворен перелетом, рассказал «АиФ-НП» Сергей Алексеев, воспользовавшийся услугами «Авиановы» сразу после прихода компании в Волгоград. - Во-первых, терминал «Шереметьево В», из которого летает «Авианова», другие компании используют мало. То есть не было никакой толкучки и очередей. Вовремя взлетели и вовремя сели. Большего за тысячу рублей, что я потратил на билет, и желать не стоит. Кстати, людей было немало. Несмотря на то, что я летел в понедельник, в самолете оказалось занято 114 мест из 180.

Однако жесткие ограничения, в которых работают бюджетные авиакомпании порождают и некоторые неудобства, о которых многие пассажиры узнают, лишь столкнувшись с необходимостью решать неожиданно возникшую проблему.

Так, например, издание Forbes Russia опубликовало рейтинг самых непунктуальных российских авиакомпаний. «Авианова» здесь на почетном четвертом месте. Лидирует в списке еще один российский лоу кост - Sky Express.

Такая непунктуальность вполне объяснима. Расписание рейсов бюджетных компаний, как правило, составлено таким образом, что самолеты нигде долго не стоят, чтобы не переплачивать за стоянку. Высадив пассажиров одном городе, они тут же летят в другой. Таким образом из-за задержки рейса в одном аэропорту, ломается все расписание. Поэтому, считается, что утренние рейсы, когда самолеты взлетают с базы,  надежней.

Впрочем, в самой «Авианове» считают статистику журнала не совсем верной. «Forbes применяет весьма специфическую методику анализа при составлении своего рейтинга. Согласно официальной статистике, которую приводит Росавиация, Авиановы нет даже в первой десятке авиакомпаний-лидеров по задержке рейсов, - заявили «АиФ» в пресс-службе  в пресс-службе компании.

Еще один «минус» связан со сложным ценообразованием на билеты «Авиановы». То есть, они, конечно, ничего не скрывают, но чтобы разобраться с системой надо потратить некоторое время. Иначе могут быть неприятные сюрпризы. «На выходе» стоимость билета с начальным тарифом в 250 рублей может вырасти до нескольких тысяч.

К голому тарифу прибавляются  аэропортовые сборы (около 300 рублей), сбор за услуги системы бронирования в размере 150 рублей за один платеж при использовании банковской карты, 200 рублей – через платежные терминалы и 300 рублей по телефону. Причем, если платеж через банковскую карту не прошел (а такое случается) то придется звонить на платный номер, за 40 рублей в минуту, выслушивать сначала автоответчик, потом объяснять проблему, грустно подсчитывая, как утекают ваши деньги.

Если вы передумаете лететь и решите вернуть билет, то также столкнетесь с серьезными проблемами.  Компания сделала максимально сложную процедуру возвращения билетов, чтобы у людей даже не возникало желание вернуть деньги, в случае внезапной перемены планов. Конечно, никто не собирается нарушать федеральные авиационные правила, требующие, чтобы все тарифы были возвратными, но нервы потрепать придется. Многие просто решают не биться об стену бюрократии ради пары тысяч.

Есть и еще ряд нюансов, связанный с оплатой багажа и дополнительных сервисов, вроде страховки и выбора места, отсутствием скидок для детей. Ну и, конечно, в билет не включено питание. Кроме того, чем меньше срок бронирования, тем больше цена тарифа. Да и в принципе работает  простая арифметика: сделай все сам и будет дешевле, а хочешь, чтобы сделали другие и в полном соответствии с вашими желаниями – плати деньги.

«Они нам не конкуренты»

Кстати, несмотря на прогнозы, волгоградские авиаперевозчики не сильно обеспокоились приходом нового сверхдешевого конкурента. Цены на билеты у всех авиакомпаний остались на прежнем уровне, да и ощутимых материальных потерь никто не испытал.

- Появление на рынке авиаперевозок в Волгограде так называемой «бюджетной» авиакомпании нас совершенно не тревожит, - заявил «АиФ-НП» представитель компании «Руслайн» в Волгограде. - Во – первых, мы летаем в разные аэропорты Москвы - мы в Домодедово, они в Шеремеьево. Ну а сервис, я думаю, даже и сравнивать не стоит.  Наш пассажиропоток с приходом «Авиановы» не снизился. Их клиентами стали в основном те, кто ранее вообще не летал на самолетах, а пользовался автобусами или поездами. В настоящий момент «Руслайн» тарифы не менял и, насколько мне известно, менять не будет.

Некоторые эксперты не исключают, что низкие тарифы «Авиановы» это временная акция, и, захватив свою долю рынка, компания поднимет цены.

- Я не думаю, что тарифы «Авиановы» оправданы, даже если посмотреть расходы на топливо и обслуживание техники. А ведь надо еще платить и аэропортам и за лизинг, - считает представитель компании «Аэрофлот» Олег Колядин. - Скорее всего, их ценовая политика - это обычный демпинг, направленный на захват рынка, а со временем и их тарифы вырастут. Но даже сейчас, у нас нет никакого снижения пассажиропотока. Да, первые пару недель, после появления «Авиановы» в Волгограде у нас был некоторый спад, но наверное, людям просто надо было попробовать новое пирожное. Сейчас все наши клиенты вернулись к нам обратно. Мы отвечаем за пассажира от момента покупки билета, до прибытия в конечный пункт назначения и не бросаем их на произвол судьбы в случае каких-то проблем с вылетом. Поэтому, я считаю, что уважающий себя человек всегда выберет достойное к нему отношение и достойный сервис. Наши тарифы с приходом этой, так называемой бюджетной авиакомпании, меняться не будут, поскольку они полностью оправданы по затратам, которые мы несем. Кроме того, у нас и так имеется гибкая система скидок и тарифы экономкласса.

Впрочем, представители «Авиановы» отрицают все обвинения в депминге.

- Демпинг – это инструмент крупных авиаперевозчиков, которые значительно снижают цены на билеты, чтобы вытеснить с рынка своих конкурентов, - утверждает директор по маркетингу, продажам и дистрибуциии компании «АВИАНОВА» Жанна Шалимова.  Наша компания использует совсем другую модель ведения бизнеса. Секрет наших низких тарифов заключается в оптимизации всех бизнес-процессов и максимально эффективном использовании воздушных судов.

- Когда мы только начали операционную деятельность, скептики называли наши  тарифы  «промо» акцией, – говорит Эндрю Пайн, управляющий проектом «АВИАНОВА». Прошел почти год, но они остались неизменными. Наш парк самолетов быстро растет, наша маршрутная сеть стремительно развивается. Вот 2 июня мы открыли новое, 18-е направление в ваш город. Кстати, в этом месяце мы перевезли 500-тысячного пассажира с момента начала операционной деятельности в августе 2009 года. Им оказался пассажир, следовавший рейсом из Москвы в Волгоград.

Действительно, тарифы «Авиановы»  весьма привлекательны, но чтобы сэкономить, надо, в самом деле, поставить себе цель улететь как можно дешевле, заранее спланировать полет, учесть массу нюансов и… немножко рискнуть. Далеко не каждому это интересно. Ведь и в поездах есть и плацкартные вагоны, и СВ. Но все равно у любого  класса комфортности есть свои клиенты. Так и политика лоу костов, направлена скорее на новый потребительский сектор, ранее не охваченный авиакомпаниями. Так что с появлением «Авиановы» в Волгограде  и студенты могут слетать на выходные в Москву.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах