Вернувшись с заседания Госсовета, губернатор Анатолий Бровко на встрече с депутатами областной думы заявил: «Есть договоренность о выделении средств на создание у нас фармацевтического кластера. Речь идет о выпуске 57 наименований лекарств».
От поля до аптеки
Несколькими днями ранее, во время визита в Волгоград, министр здравоохранения Татьяна Голикова говорила, что в России создадут несколько кластеров, чтобы страна перестала зависеть от поставок лекарств из-за рубежа и резких колебаний цен на таблетки. Где именно будет располагаться кластер – цепь лабораторий и предприятий по производству медикаментов, и сколько готов на него выделить федеральный бюджет, областные власти не разглашают.
Известно лишь, что фармацевты Волгоградского медуниверситета собираются сделать ставку на препараты на основе магния, необходимые при сердечной недостаточности и ишемии. Источник сырья – месторождения бишофита, расположенные в области. Несколькими годами ранее специалисты ВолГМУ создали препараты от артрита и остеохондроза на базе бишофита: «Поликатан», «Бишолин» и другие.
Волгоградский бишофит содержит больше магния и других ценных минералов, чем месторождения в США или на Мёртвом море. Но пока его используют только для обработки дорог. В то время как израильская косметика на основе всё того же бишофита пользуется популярностью во всём мире и стоит дороже, чем смесь от гололёда на дорогах.
Собираются выпускать в Волгограде и лекарства, разработанные учёными местного медуниверситета для терапии ВИЧ-инфицированных. Ректор ВолГМУ Владимир Петров заявил на пресс-конференции, что они намного эффективнее зарубежных, но из-за отсутствия инвестора препараты не дошли до производства.
Местный предприниматель Владимир Михалев, глава предприятия «Европа-Биофарм», занимается в основном выпуском БАДов (за препарат «Тыквеол» местная пресса даже называла его «хранителем печени народной»). Но тоже очень хочет в кластер.
– Химии и синтетики уже все «наелись» и поняли, что от них много побочных эффектов и аллергий. Наиболее востребованы сегодня эффективные препараты, – говорит бизнесмен. – В Волгоградской области можно создать хорошие новые лекарства как на основе бишофита, так и на растительной основе: из тыкв и арбузов, например. Меня пока в кластер не звали, но я ещё буду вести переговоры по поводу участия фармцехов моего предприятия в этом проекте. Объединение «Химпрома», «Европы-Биофарм», медуниверситета и ещё нескольких предприятий позволит создать настоящий кластер – полный цикл фармпроизводства от полей до готовых лекарств в аптеках.
Каждому заводу по цеху таблеток?
По мнению экс-директора завода «Каустик» Олега Болотина, базовым предприятием для кластера может стать не один завод в регионе, а несколько: «Каустик», «Химпром» и «Оргсинтез». Пригодиться сможет и установка, вывезенная Болотиным в начале 90-х по заданию Академии наук из Уфы и установленная на «Каустике» в одном из корпусов для производства химвещества «Базудин». «Таких установок в то время в мире было всего три, – рассказал Болотин. – В Италии, в Германии – у фирмы «Байер» и у нас. На этой установке можно получить около 400 различных химических веществ, в том числе – субстанции для производства лекарств».
Установка была приобретена Минхимпромом СССР за рубежом и позволяет получать лекарства не в граммах, а в тоннах. Как только её установили на «Каустике», сразу же запустили производство «Пробукола», очищающего сосуды от бляшек. Было отработано 15 стадий получения но-шпы. И начата разработка субстанции для антибиотика «Пефлоксацин». Потом в экономике страны начался бардак, производство заглохло. «И наши «зелёные» выступили против производства «Базудина» и всего остального, – вспоминает Олег Георгиевич. – Хотя в Швейцарии и с экологией порядок, и такое же производство приносит прибыль».
– Установка стоит на «Каустике» около 20 лет. Неужели за это время она не устарела морально и технически?
– А что ей сделается? – удивился Болотин. – У неё толщина стенки из нержавеющей стали – около 30 мм. Надо только спросить разрешения у владельца установки – Академии наук. Уже сегодня, не прося денег в Москве, а просто договорившись с директорами химзаводов, можно наладить у нас выпуск дженериков – аналогов популярных лекарств, на которые не нужно лицензии. Нужно только выбрать, что востребовано в аптеках и легче сделать в местных условиях. А потом уже с волгоградской таблеткой в руках ехать в Минздрав и просить инвестиций на производство конкретных препаратов!
Скептики, правда, утверждают, что на химзаводах можно производить лишь активные действующие вещества (АДВ) – основу будущего лекарства. А для «таблетирования» подходят только удалённые от вредных производств площади. Если это правда, области всё равно придётся затевать нешуточную стройку, и федеральные средства будут здесь очень кстати.