Министерство финансов Волгоградской области опровергло информацию о якобы «нецелевом расходовании» федеральной дорожной субсидии. Специалисты дали разъяснения по факту использования денег, поступивших в регион из федерального бюджета для реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Как уточнили в ведомстве, для исполнения расходной части бюджета существует единый счет, с которого в первоочередном порядке, после выплаты аванса дорожным строителям, были профинансированы социальные обязательства областного бюджета – это зарплаты и социальные пособия. Закон при этом нарушен не был.
В Минфине региона уточнили, что ни о каком нецелевом расходовании средств нельзя вести речь – субсидия в размере 4,36 млрд. рублей поступила на единый бюджетный счет Волгоградской области в конце декабря 2012 года. Деньги были предназначены на строительство дорожной инфраструктуры в Котельниково и продолжение работ на втором пусковом комплексе мостового перехода через Волгу – это путепровод через Ахтубу. В 2012 году в качестве аванса строителям было перечислено 2,75 млрд. рублей – именно такая сумма была заявлена и документально обоснована региональным министерством транспорта и дорожного хозяйства. Остаток – это средства, находившиеся на едином бюджетной счете региона, были использованы для финансирования текущих расходов, что не запрещено действующим законодательством.
Как пояснили в министерстве финансов Волгоградской области, все субсидии аккумулируются на одном бюджетном счете, и никаких отдельных счетов на целевые программы не предусмотрено. Кроме того, все расходы бюджета также финансируются с единого счета - финансовые потоки просто невозможно разделить. «Бюджетный кодекс РФ в этом случае никак не был нарушен. Законность действий регионального министерства подтверждает и письмо за подписью заместителя министра финансов РФ А.М. Лаврова, направленное в региональное министерство финансов,- подчеркнули в минфине области. – Действующее законодательство разрешает осуществлять кассовые выплаты из бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты в пределах остатка средств. А именно из остатка средств и осуществлялось финансирование социально значимых статей бюджета. Все потребности подрядчика, осуществляющего строительство мостового перехода, обоснованные документально, были профинансированы, причем авансовым методом, так что никаких «нецелевых» платежей не было».
Специалисты особо отметили, что перечисление средств осуществлялось в последних числах декабря 2012 года, когда ситуация с исполнением бюджета региона была крайне напряженной. Учитывая имеющуюся возможность, минфин перечислил средства, имеющиеся на едином бюджетном счете Волгоградской области, на выплату заработной платы бюджетникам и социальных пособий, чтобы в полном объеме закрыть эти статьи. В министерстве еще раз подчеркнули: действующее законодательство, прежде всего, Бюджетный Кодекс РФ, не запрещают это делать – с условием, что потом все средства выделенной субсидии будут потрачены по целевому назначению, без образования кредиторской задолженности по ним. Все эти требования региональным минфином были строго соблюдены. Так, в настоящее время дорожные подрядчики продолжают отрабатывать авансовый платеж, выплаченный им в 2012 году. И как только министерство транспорта и дорожного хозяйства обратится за новыми перечислениями, они будут исполнены в полном объеме.
Сейчас, по данным регионального минтранса, аванс строителями отработан уже более чем на 75%, и ведомство намерено использовать всю сумму федеральной субсидии до конца текущего года. Таким образом, ни о каком «нецелевом расходовании средств федеральной дорожной субсидии» речи не идет, в Волгоградской области ни один бюджетный рубль не был потрачен в разрез с действующим законом.
- Получив федеральную субсидию в последних числах 2012 года и направив ее на авансирование заявленного дорожными строителями объема работ, правительство региона встало перед выбором: не использовать остаток денег, либо направить его на погашение социальных обязательств бюджета. Речь идет о выплатах врачам, учителям и другим работникам бюджетной сферы, а также тех льготных категориях населения, которые получают пособия. Выбор был очевиден, – комментирует председатель правительства Волгоградской области Олег Керсанов. – Отмечу, что в конце 2012 года правительство исполняло бюджет, принятый в 2011-м году предыдущим составом администрации региона. И фактическое отсутствие тех доходов, которые были заявлены в бюджете, привело к сильнейшей финансовой напряженности. В то же время, использовать сумму субсидий в полной мере на дорожное строительство было невозможно из-за отсутствия необходимой проектно-сметной документации, разработать которую также должны были в 2011-м году. Остаток средств, как говорят финансисты, просто «зависал».
Поэтому, когда пришлось выбирать, приоритет был, безусловно, отдан социальным расходам. Это не противоречит закону – деньги можно было оставить на едином бюджетном счете, а можно было направить на социальные нужды. Разумеется, был выбран второй вариант. И по-другому быть просто не должно. Эти средства, подчеркну, ушли на погашение текущих обязательств по выплатам бюджетникам и социальным пособиям. И говорить о нецелевом расходовании здесь неуместно. В конце 2012 года правительство Волгоградской области закрыло эти статьи расходов в полном объеме, и люди не остались без денег в период новогодних праздников, хотя такая угроза была вполне реальной.
На тот момент я не возглавлял правительство региона, но, вступив в должность и получив первый депутатский запрос о расходовании средств (он уже был сделан в марте 2012 года), я поручил предоставить мне все необходимые документы и лично удостоверился в законности проведенных операций. Это подтверждает и письмо Минфина РФ, направленное в региональное правительство.
Как председатель правительства Волгоградской области отмечу, что социальные расходы и впредь будут оставаться для бюджета приоритетными. И главный финансовый документ 2014 года будет верстаться, исходя из этих постулатов: первостепенное значение – стопроцентному исполнению обязательств перед бюджетниками и социально незащищенными слоями населения и лишь затем - расходы по всем остальным статьям.