От стабильной поставки электроэнергии зависит и комфортность бытовых условий каждого волгоградца, и качественная работа предприятий и организаций. ОАО «Волгоградэнергосбыт» выполняет функции гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе. О том, какие проблемы на сегодня существуют в этой сфере и как они решаются, рассказывает генеральный директор компании Роман Карамов.
Поставки гарантированы
-- ОАО «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии Волгоградской области. Что включает в себя это понятие?
-- ОАО «Волгоградэнергосбыт» выполняет функции гарантирующего поставщика на территории Волгоградской области с 2006 года. В настоящее время мы обеспечиваем поставку более 50% электроэнергии, необходимой потребителям Волгоградской области. Наши клиенты – это более 10 тысяч юридических лиц и 600 тысяч граждан, жителей региона. Это огромная ответственность с точки зрения социальной значимости деятельности гарантирующего поставщика. ОАО «Волгоградэнергосбыт» отвечает за бесперебойную поставку электроэнергии различным категориям потребителей: и населению, и частным компаниям, и бюджетным организациям. В этом и состоит основная функция гарантирующего поставщика, закрепленная в Федеральном законе «Об электроэнергетике» и нормативных актах Правительства России.
Гарантирующий поставщик обеспечивает доступность электроэнергии для потребителей. Единственное условие для заключения договора энергоснабжения – предоставление со стороны будущего абонента пакета документов, которые необходимы по действующему законодательству. При этом никакого значения не имеет коммерческая привлекательность потребителя. Клиент заключает с ОАО «Волгоградэнергосбыт» договор энергоснабжения. Остальное – забота гарантирующего поставщика, который занимается урегулированием взаимоотношений между всеми участниками рынка электроэнергии.
ОАО «Волгоградэнергосбыт» как гарантирующий поставщик обязано обеспечить текущую оплату за покупную электрическую энергию, в то время как его потребитель производит окончательный расчет только в следующем месяце за предыдущий.
Таким образом, очевидна высокая социальная значимость деятельности гарантирующего поставщика, который выполняет функции координирования между интересами потребителей электроэнергии и участников рынка при соблюдении платежной дисциплины.
Долги провоцируют рост тарифов
-- Полагаю, этот вопрос заинтересует всех наших читателей. Каким образом формируется цена на электроэнергию? Ожидается ли ее увеличение?
-- Конечная цена для потребителя на розничном рынке формируется из стоимости услуг сетевых компаний по транспорту электроэнергии (в среднем составляет около 44%) и стоимости энергии (мощности) у генерирующих компаний на оптовом рынке (в среднем – около 53%). Величина сбытовой надбавки ОАО «Волгоградэнергосбыт» составляет порядка 2%. Незначительную долю составляют расходы на услуги Системного оператора Единой энергосистемы и инфраструктурных организаций оптового рынка. Таким образом, основными факторами увеличения стоимости электроэнергии на розничном рынке являются: цена энергии (мощности) на оптовом рынке и стоимость услуг по ее передаче.
Установленные на 2011 год тарифы для потребителей Волгоградской области и стоимость услуг региональных энергокомпаний позволяют сказать, что Управление по региональным тарифам руководствовалось предельными уровнями роста цен на электроэнергию, которые были утверждены Правительством России.
Давать однозначные прогнозы на 2011 год сейчас довольно сложно, так как на данный момент еще не установлены цены на оптовом рынке электроэнергии. Однако, опираясь на опыт предыдущих лет, могу сказать, что рост тарифов не превысит 15%.
-- В последнее время в регионе существенно выросли размеры долгов за электроэнергию. Какое негативное влияние оказывают неплатежи на работу энергетических компаний?
-- Неплатежи влекут за собой целый ряд проблем. И в конечном итоге страдают добросовестные потребители электроэнергии, которые аккуратно оплачивают поставленные ресурсы. Нарушения платежной дисциплины, несомненно, влекут за собой увеличение стоимости услуг региональных энергетических и генерирующих компаний, снижается надежность функционирования всей энергосистемы. Одна проблема тянет за собой другую. Энергетики не получают своевременную оплату. Скапливаются долги. В результате энергетические компании из-за недостатка средств вынуждены сворачивать или сокращать инвестиционные и ремонтные программы в текущем периоде. Чтобы поддерживать энергосистему в функциональном состоянии, приходится привлекать дополнительные источники финансирования, что в конечном итоге учитывается в тарифных решениях последующих периодов.
Если должник уходит в процедуру банкротства, ситуация для энергетиков ухудшается – реструктурировать долги не с кем. Возникающие убытки также перераспределяются в тарифах будущих периодов.
Проблема тем острее, что некоторые крупные клиенты ОАО «Волгоградэнергосбыт» на сегодня имеют миллиардные долги, более 3,4 миллиардов рублей, которые не погашаются в течение нескольких лет. Начиная с 2007 года и по настоящее время, не погашены долги коммунальных операторов ВгКС и ЗАО «РЭС». В сумме они составляют более 1,6 миллиардов рублей. Совокупная задолженность ВОАО «Химпром» перед «МРСК Юга» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» составляет 1,7 миллиардов рублей.
Ситуация со счетами-фактурами будет урегулирована
-- Еще один актуальный вопрос. Предприятиям и организациям региона до сих пор не выставлены счета-фактуры и акты приема-передачи за потребленную электрическую энергию за апрель 2011 года. С чем это связано?
-- Исполняя поручение Президента и Правительства РФ, НП «Совет рынка», ОАО «АТС» и Федеральная служба по тарифам проводят колоссальную работу по внесению в ранее принятые документы изменений, которые позволят сдержать рост тарифов на уровне 15%.
По этой причине НП «Совет рынка» определило дату сроки опубликования цен покупки с оптового рынка за апрель и май не позднее 24 июня. В свою очередь, ОАО «Волгоградэнергосбыт» обязуется в трехдневный срок с даты опубликования соответствующих цен направить потребителям необходимые первичные документы бухгалтерского учета, рассчитанные по фактическим ценам.
До этого момента во избежание выставления нашим потребителям претензий со стороны налоговых органов, мы выставили авансовые счета-фактуры на сумму фактически оплаченных денежных средств за апрель 2011 года.
ОАО «Волгоградэнергосбыт» крайне заинтересовано в урегулировании ситуации, так как компания является таким же налогоплательщиком, как и наши клиенты.
И мы благодарны тем потребителям, которые в сложившейся ситуации соблюдают платежную дисциплину и обеспечивают текущие платежи за потребляемую энергию.
В перспективе - развитие
-- Завершить разговор хотелось бы традиционным вопросом. Каковы перспективы развития энергетической сферы на текущий год и в связи с этим как будет выстраиваться стратегия деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт»?
-- Результаты реформирования отрасли электроэнергетики на сегодняшний момент сложно оценить однозначно. Однако можно с уверенностью утверждать, что она будет стабильно развиваться. Рынок Волгоградской области имеет большой потенциал развития, реализация которого ведет к повышению надежности энергоснабжения и качества обслуживания потребителей. Результаты работы энергетической отрасли во многом зависят от формирования в регионе благоприятного инвестиционного климата, от четкой скоординированности действий энергетиков с компаниями, управляющими жилым фондом.
Для ОАО «Волгоградэнергосбыт» первоочередной задачей на 2011 год является повышение экономической эффективности. Мы планируем достичь хороших результатов за счет оптимизации стоимости покупки электроэнергии у генерирующих компаний на оптовом и розничных рынках, а также за счет урегулирования проблемы с задолженностями волгоградских коммунальных операторов и крупных промышленных предприятий. Будет продолжена работа по расширению клиентской базы и заключению долгосрочных договоров энергоснабжения.