Пройдешь по Абрикосовой, свернешь на Виноградную и чуть не свихнешься от дум: почему везде в Котельникове газ, а люди сплошь топят печи? Спросим самих жителей.
Разводка жителей
– За уличный газопровод с нас взяли 35 тысяч рублей, хотя трубы оплачивает районная администрация. А всё вместе с документами и оборудованием обошлось в 95 тысяч. Не знаю, как набрали деньги, я ведь зарабатываю семь тысяч в месяц, – рассказывает Марина Мешкова с улицы Малиновского.
Возмущается: всё страшно дорого. Чтобы соединить дом с магистралью, слупили шесть тысяч рублей. И так на каждом шагу, начиная с проекта. В итоге на улице из полсотни домов газифицировали пять-шесть.
Мария Иванова с улицы Донской тоже не понимает: почему с каждого двора берут за наружку 40 тысяч, если трубы оплачивает администрация?
– И это за десять метров! А всё обойдётся неизвестно во сколько, – заранее волнуется Мария Евдокимовна, потому что наслышана о великих расходах на газификацию отдельного дома в отдельно взятом Котельникове. На улице Пушкина вообще жуть:
– У меня там мать живёт. Считала от копейки до копейки – 130 тысяч в газификацию вбухала, а врезку ещё не сделали. Так что 150 тысяч уйдёт, – рассказывает Игорь с Набережной.
Он с завистью смотрит на соседние дома местного начальства, которое поселилось здесь во множестве: все они газифицированы, в отличие от хат простых смертных. Семья Игоря тоже обходится углем и дровами, но хозяин больше волнуется за мать:
– Ей обещали, что зимовать будет с газом, а ничего не получается. Дурят с деньгами и сроками. Считаю, здесь всё неправильно. Надо, как в магазине: проложи ветку, составь смету и неси её потребителю. А то платим заранее, не зная, что получится. Поэтому сначала обещают одни затраты, а выходит в полтора раза дороже.
Котельниково на этот счёт страдает целиком, включая жителей многоквартирных домов:
– У нас в пятиэтажках за газификацию платят по 50 тысяч, – говорит Татьяна Балаболова с улицы Родина. – Хотя разводки кот наплакал.
Она вспоминает, что ещё десять лет назад такой обдираловки не было. Да ведь и порядки царили другие. Делали так, как в других районах: жителям улиц предлагали на выбор несколько подрядчиков. Одна фирма сулила лучшую цену, вторая упирала на сжатые сроки, третья гарантировала что-то среднее. Но потом районная администрация взяла на себя закупку труб для уличных сетей, и конкуренция кончилась.
Казалось бы, освобождая население от доброй трети затрат, местные власти должны были добиться снижения общей цены газификации. Вышло наоборот. Можно только догадываться о чьих-то интересах, которые здесь замешаны, но налицо одно: к газификации сейчас допускают лишь две организации, одна из Котельникова, вторая из соседнего Октябрьского. Пробовали сунуться ростовчане, но ничего не вышло. В итоге наружный газопровод обходится южной части города в 35–40 тысяч рублей на каждое домовладение.
А что такое уличная сеть? Это обычные трубы из рядового железа, которые вместе со стойками для участка в два десятка метров в соседних регионах стоят шесть тысяч рублей. Пусть столько же идёт на работу строителям – у них это обычная практика. Значит, «за улицу» с каждого дома надо брать от силы двенадцать тысяч. Откуда же суммы втрое больше?
Государству приносят счет
Все последние годы посредником между строителями магистралей и населением в Котельникове считается председатель уличного комитета Василий Стасюк. Начинал со своей улицы, потом его стали приглашать для ведения дел с газовиками другие.
– Если в смете четыре миллиона, я торгуюсь с подрядчиком до 3 миллионов 200 тысяч, – гордится Стацюк.
Задаю резонный вопрос: раз можно столько сбросить, то по-настоящему затраты никто не считает? Стацюк снижает тон:
– Я не экономист, не знаю.
Однако сразу вспомнил, что уличная сеть на Пушкина обошлась каждому жителю в 32600 рублей. «А не в 40 тысяч, как там говорят». Разница большая – особенно если учесть, что за трубы платит администрация.
Может показаться, что в сёлах эти дела намного дешевле. Скажем, осчастливленная станица Букановская Кумылженского района заплатила 30–40 тысяч с дома. К тому же малообеспеченным вернули по шесть тысяч рублей. Глава сельского поселения Виктор Пономарёв рад и может сравнить:
– Мы попали в программу газификации села, поэтому к дому людям подвели трубы за счёт государства. А так каждому обошлось бы в 70–80 тысяч рублей.
Тем временем власти отчитались: область газифицирована на 79 процентов, за пятилетку газ по программе пришёл в 38 населённых пунктов. В какую нескромную копейку влетело это удовольствие конкретной Марь Иванне, нигде ни слова.
Комментарий специалиста:
Председатель совета директоров ОАО «Волгограднефтегазстрой» Александр Богданов:
– Газовики хотят продавать свой товар, но чтобы магазин им построили люди. Хотя в цене газа для потребителя уже заложена инвестиционная составляющая и эти деньги должны идти на развитие сетей. Раньше этой составляющей не было, газовые трубы подводили к дому за счёт бюджета, население платило только за внутридомовую разводку. А сейчас она есть. Я не понимаю, почему власти и подрядчики перекладывают на плечи бедных старушек все расходы.