Экстренную медицинскую службу Волгограда собираются перевести на финансирование через систему ОМС. Правда, к каким последствиям это приведёт, затрудняются сказать даже сами медики. Кроме того, что «скорая помощь» станет медленной для жителей Волгоградской области.
Выше статусом!
На днях стало известно, что с 1 января 2013 года Волгоградская городская служба «скорой медицинской помощи» из муниципальной структуры здравоохранения превратится в государственную. Со всеми вытекающими последствиями. «Мы теперь будем должны требовать у пациента паспортные данные и наличие полиса, – поясняет фельдшер «скорой» Владимир Евсиков. – А если пациент нуждается в реанимационной помощи и ему вообще не до полиса? Помочь мы ему не сможем. Не имеем права».
«Думаю, к лучшему такие перемены в любом случае сразу не приведут, – полагает депутат Волгоградской областной думы Наталья Латышевская. – Единственный возможный плюс – финансирование из ОМС, как правило, стабильнее бюджетного. А вот все остальные проблемы – острый кадровый голод, дефицит автопарка, новая система даже будут множиться».
«Загубить любое дело можно просто, поручив его тому, кто в нём не заинтересован, – считает врач «скорой помощи» Елена Троянская. – Интересы чиновников Фонда ОМС отличны от интересов пациентов и медиков. Введение такого канала финансирования не способствует экономии средств и затрудняет решение вопросов, поскольку Фонд является дополнительной чиновничьей инстанцией для согласований, накрутки всех расценок».
«Мы пока в полном неведении о будущем нашей службы, – недоумевает врач подстанции Советского района Волгограда Анатолий Белоглазов. – Если мы станем не муниципальными, а государственными, то по идее должны выезжать на вызовы из Волгограда в любую точку области, подменяя при этом службу медицины катастроф. У нас и так катастрофически не хватает врачей в бригадах, часто на выездах вынуждены работать один-два фельдшера совсем без врача. А тут ещё нам говорят: «Вам с таким кадровым потенциалом надо обслуживать полрегиона».
Кареты на аутсорсинге
В Волгограде служба «скорой» находится в столь критическом состоянии, что любая непродуманная реформа только усугубит кризис. При потребности в 130 авто на вызовы выезжает каждый день 70–80 автомашин.
Есть и ещё одна проблема, которая может свести все плюсы будущей реформы к нулю. По словам председателя профсоюзного комитета работников здравоохранения Волгоградской области Ирины Ерохиной, волгоградские учреждения здравоохранения обслуживает предприятие «Спецавтохозяйство». Но сегодня есть планы передать автопарк частному предприятию. «В министерстве мне рисовали красивую картинку о том, что спецавтотранспорт перейдёт на аутсорсинг, то есть, проще говоря, кареты со всей технической медицинской начинкой будут обслуживать сторонние организации, – рассказывает депутат Латышевская. – А это лишь дополнительные финансовые расходы».
В том же Волжском, напоминает Латышевская, и городская «скорая», и спецавтохозяйство объединены вместе юридически, и это привело к прекрасному результату – волжская служба экстренной медицинской помощи считается одной из лучших в стране. В Волгограде же систему «скорой помощи», по многочисленным оценкам самих медиков, постоянно лихорадит кадровый и технический голод. И от приставки «страховая» «скорая помощь» эффективнее не станет.