14 сентября 2010 года в актовом зале Волгоградского государственного медицинского университета состоялась Международная научно-практическая конференция «Инновационные подходы в организации и управлении физической культурой в образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии».
В конференции приняли участие 373 человека, из которых: 198 представителей вузов и ссузов, 54 представителя дошкольных учреждений, 87 представителей школ и лицеев, 26 врачей и 12 представителей других организаций. Свои работы на конференцию прислали специалисты из США, Малайзии, Германии, Чехии, Иордании. Всего была опубликована 91 статья.
Пленарное заседание открыл заведующий кафедрой физической культуры, первый проректор ВолГМУ, д.пед.н., профессор В.Б. Мандриков. Он поблагодарил за помощь в организации конференции администрацию Волгоградской области и пожелал всем участникам успешных выступлений.
Также на пленарном заседании были озвучены результаты смотра-конкурса на лучшую научно-методическую разработку в сфере физической культуры и спорта в образовательных учреждениях Волгограда в 2010 году.
Их огласила председатель экспертной комиссии, заведующая кафедрой общей гигиены ВолГМУ, д.м.н., профессор Н.И. Латышевская.
По итогам, в номинации «Монография» 1 место заняла работа преподавателей школы №34 П.А. Кисилева, С.Б. Кисилевой «Тестовые вопросы и задания по физической культуре». 2 место у преподавателя ВГАФК О.В. Борисовой за работу «Методика дифференцирования физической подготовки студентов на основе учета соотношения соматических и психологических типов». 3 место занял коллектив ВолГМУ: К.В. Гавриков, В.Б. Мандриков, А.И. Краюшкин и др. за работу «Функциональная и клиническая анатомия скелета человека».
В номинации: «Учебное пособие» 1 место занял коллектив кафедры физической культуры ВолГМУ в составе В.Б. Мандрикова, М.П. Мицулиной, В.О. Аристакесян, И.А. Ушаковой за работу «Оздоровительный фитнес в высших учебных заведениях». 2 место заняла работа преподавателя лицея №7 А.Н. Каинова «Организация работы спортивных секций в школе». 3 место досталось представителям Камышинского технологического колледжа В.М. Сорокиной, Д.Ю. Сорокину за работу «Методические основы занятий физической культурой в вузе».
В номинации: «Методическое указание» 1 место заняли преподаватели ВГСХА Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова, Т.А. Чарова за работу «Неотложная помощь при спортивных травмах, заболеваниях и воздействии неблагоприятных факторов на спортсмена». 2 место у представителей ВГПУ А.Н. Борцовой, И.Ю. Головиновой, Л.М. Лукьяновой и др. за работу «Спортивные игры в вопросах и ответах». 3 место занял коллектив кафедры физической культуры ВолГМУ: В.Б. Мандриков и М.В. Уколов за работу «Спортивный бадминтон».
Продолжением пленарного заседания стали 4 наиболее интересных доклада конференции. Первой выступила Наталья Латышевская.
Она рассказала слушателям о факторах образа жизни и риска для здоровья школьников Волгограда.
Как известно, образ жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения – всего 10%. Поэтому не случайно формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2020 гг.
Но, к сожалению, в настоящее время официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, 38,3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса.
Факторы, формирующие образ жизни – это двигательная активность, привычки, питание и режим дня. Но, ни для кого не секрет, что все эти составляющие образа жизни в настоящее время сильно искажены. Телевизор и компьютер заменили занятия спортом, «фаст фуд» вытеснил здоровое сбалансированное питание, режим сна постоянно нарушается, не говоря о возрастании популярности вредных привычек среди молодежи.
Как сказал французский философ Жан Поль Сартр: «Человек есть то, что он сам из себя творит», поэтому помочь себе быть здоровым может только человек. Но государство может и должно подталкивать своих граждан к ведению здорового образа жизни.
Поэтому гигиенисты Волгограда во главе с Натальей Ивановной еще в 2006 году выдвинули концепцию формирования ЗОЖ у населения нашей области. Основными ее принципами являются: мониторинг состояния здоровья жителей, создание электронного паспорта здоровья, пропаганда ЗОЖ посредством радио, телевидения, интернета и других медиа-ресурсов.
На пленарном заседании были заслушаны доклады представителей военно-врачебной комиссии Областного военного комиссариата, Службы наркологического контроля, а также главного врача Волгоградского центра реабилитации О.А. Гуро.
По завершении пленарного заседания участники конференции разошлись по секциям, где продолжили читать доклады о разработках в сфере новейших здоровьесберегающих технологий. В итоге, в каждом направлении были выбраны сильнейшие работы:
В объединенной секция 1, 2 «Инновационные подходы в организации и управлении физической культурой в образовательных учреждениях. Новые информационные технологии обучения: педагогические системы, средства, методы и организационные формы физкультурного образования»:
• Первое место: И.А. Ушакова «Физическая культура как средство здоровьесберегающей социализации иностранных студентов-медиков». Волгоградский государственный медицинский университет.
• Второе место: М.Н. Жегалова «Критерии готовности организма студентов специальностей «Защита в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС), «Пожарная безопасность» (ПБ) к длительным физическим нагрузкам». Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет.
• Третье место: О.Ф. Крикунова «Развитие интеллектуальных способностей юных ориентировщиков». Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет.
В секции 3 «Социально-психологические аспекты формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у современной молодёжи»:
• Первое место: Т.Н. Власова «Актуальные нравственные ценности студентов ВГСХА». Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия.
• Второе место: Т.А. Шевченко «Особенности проявления смелости у спортсменов различной специализации». Волгоградская академия государственной службы.
• Третье место: С.В. Курылев «Формирование потребности в физическом самовоспитании студентов ВАГС». Волгоградская академия государственной службы.
В секции 4 «Массовая физическая культура и физкультурно-оздоровительная работа. Студенческий спорт и проблемы подготовки спортсменов»:
• Первое место: А.В. Горбунов «Результаты анкетного опроса тренеров, занимающихся подготовкой тяжелоатлетов». Волгоградский государственный технический университет.
• Второе место: Н.Д. Ткачева «Вузовский спорт в США». Волгоградский государственный медицинский университет.
• Третье место: И.В. Козлов «Проблемы и перспективы развития тяжелой атлетики в вузах Волгограда на примере ВолгГТУ». Волгоградский государственный технический университет.
В секции 5 «Здоровьесберегающие технологии и их использование в учебном процессе. Средства, методы и формы адаптивной физической культуры»:
• Первое место: С.И. Зенкина «Внедрение профилактических оздоровительно-игровых элементов в практику учебного процесса». Волгоградский государственный медицинский университет.
• Второе место: П.А. Киселёв «Профилактика травматизма на уроках физической культуры через осознание учащимися ответственности за сохранение своего здоровья». МОУ СОШ № 34, г. Волгоград.
• Третье место: И.А. Коровина «Методика коррекции техники выполнения основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Волгоградская государственная академия физической культуры.
В секции 6 «Современные методы контроля и оценки состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности учащейся молодёжи»:
• Первое место: И.В. Федотова «Изучение показателей качества жизни у экс-спортсменов в зависимости от возрастных особенностей». Волгоградский областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации №1.
• Второе место: В.О. Аристакесян «Сравнительный анализ структурно-функционального состояния стоп врачей-стоматологов различных специализаций». Волгоградский государственный медицинский университет.
• Третье место: Е.В. Пивоварова «Объективизация оценки нагрузки на занятиях по физической культуре со студентами имеющими вегето-сосудистую дисфункцию. Волгоградский государственный медицинский университет.
В секции 7 «Профилактические стратегии в формировании устойчивости студенческой молодежи к социально значимым и социально опасным заболеваниям»:
• Первое место: А.А. Кудинов «Оценка эффективности наркопрофилактических спортивно-массовых мероприятий». Волгоградская государственная академия физической культуры.
• Второе место: В.Т. Савич «Курение как негативный фактор, влияющий на здоровье студентов. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет.
• Третье место: Хаустова Елена Геннадьевна «Формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения». Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 7, г. Волгоград.