«Зона отчуждения» Волгоградской области
Адрес первый. Палласовский район, земли спецполигона «Капустин Яр»
Что было. Палласовский район – самый многонациональный, но малонаселённый район Волгоградской области. Когда-то здесь кочевали предки современных казахов – киргиз-кайсацкие племена из так называемой Букеевской орды. В XVII столетии местность по реке Торгун стала заселяться немецкими колонистами, позже здесь появились временные стоянки прасолов и чумаков – перевозчиков соли с Эльтона украинского происхождения. А уже в первые годы советской власти постановлениями ВЦИК утверждён вначале Торгунский, затем Палласовский район автономной области немцев Поволжья.
Что стало. Более полувека эти земли подвергались принудительному «одичанию» – отсюда убрали совхозы-колхозы, переселили жителей. В начале 50-х деревню Житкур и её окрестности на 50-70 км в радиусе от неё передали министерству обороны (до 10% всей территории Волгоградской области) в качестве спецполигона «Капустин Яр». На сегодня все здешние земли выведены из хозяйственного оборота – здесь нет дорог, посевов, населённых пунктов. По прямому своему «военному» назначению – для приземления испытательных ракет-болванок без боезарядов эта местность, впрочем, также практически не используется. Зато, как утверждают местные экологи, искусственное расселение отсюда людей позитивно повлияло на местную природу – в этих степях развилось много «краснокнижной» дичи, особенно хищных орлов. Бывший хутор Житкур после прихода сюда военных также прославился на весь мир – некоторые зарубежные фантасты «поселили» волей своего воображения здесь аналог советского «Ангара 18» – места, где якобы хранятся сбитые и потерпевшие крушения летательные аппараты иноземных цивилизаций.
Адрес второй. Чернышковский район, Цимлянские пески
Что было. В не столь давнем прошлом – густонаселённые земли Второго Донского округа Всевеликого войска донского. Местные жители занимались скотоводством, бахчеводством.
Что стало. С 2003 года это природоохранная территория регионального значения – природный парк «Цимлянские пески». Территория природного парка заселена в наши дни человеком настолько плохо, что по этой причине на ней прекрасно сохранился дикий растительный и животный мир. Люди стали покидать эти места лет сорок назад, вскоре после возведения на Нижнем Дону Цимлянского гидроузла. Плодородная земля была ведь лишь в донской пойме, ставшей теперь «морским» дном. А дальше — на 20 вёрст в сторону водораздела Чира, Цимлы — простирались пески без конца и края, кое-где даже в виде развеваемых ветром ползунов-барханов. Вскоре после «исхода населения» местные пастухи стали здесь всё чаще встречать целые табуны одичалых коней — мустангов. Со временем поднявшиеся грунтовые воды водохранилища вызвали к росту не только травы, но и... целые леса тополевников и березняков. В образовавшиеся рощи перебрались с верховьев Дона лоси, с низов пришли кабаны, сам человек завёз сюда оленей и косуль. В 2011 году – на многие километры – выжженные солнцем песчаные барханы и рядом же, по низинам, – густые лиственные рощи. В 30 км от х. Тормосино находится поклонный крест – память о репрессированных советской властью, а затем и вермахтом местных жителях.
Адрес третий. Малая излучина Дона, Иловлинское, Калачёвское Задонье
Что было. По переписи 30-х годов прошлого века вся местность за Доном и в сторону теперешней дороги Суровикино – Клетская – Серафимович была густо заселена – усеяна небольшими компактными поселениями в 10-30 дворов. Хутора были фамильные, один хутор от другого отстоял от силы на 3-4 километра.
Что стало. 99% всех местных поселений, кроме станиц Трёхостровской и Сиротинской, в послевоенные годы объявлены «неперспективными». Оттуда исчезли школы, больницы, хозяйственные конторы. Потом исчезли и сами люди. За 70 последних лет здесь не построено ни одной дороги, ни одной фермы. Десять лет назад большая часть этой местности включена в состав природного заповедного парка «Донской» в качестве местности, потенциально благоприятной для развития туризма.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Начиная с 1950-х годов с карты Волгоградской области навсегда исчезло около 600 поселений.
Безлюдные, искусственно переселённые брошенные земли нашего края составляют примерно 13-14% от территории всей области.
Комментарий
«Для заселения нужны миллиарды»
Александр Воробьёв, кандидат экономических наук, автор капитального исследования «Поселения Волгоградской области»:
«Жизнь из Задонья уходила постепенно. Хозяйства постоянно укрупняли. Дороги от хутора к хутору не строились. В конечном итоге все административные органы и конторы сосредоточились в одной – двух станицах. Люди стали съезжать сами, никто никого не гнал. Теперь заново заселять пустующее Задонье обойдётся в копеечку – в миллионы, миллиарды рублей. Здесь местные поселения не развивали, вся инфраструктура уничтожена. Почвы здешние – малоплодородные мела и суглинки, на крутосклонах. Заниматься серьёзно земледелием смысла нет. Но имеются весьма неплохие перспективы для разведения КРС, овцеводства, развития туризма и рыбалки. К сожалению, на региональном уровне программного подхода к развитию этой части нашей области пока не просматривается. Выходит, этой территории пустовать дальше. Ведь даже самый отчаянный турист-романтик или мечтатель о «домике в деревне» едва ли поедет в «Дикое поле», где условия быта, жизни сегодня – сродни первобытным».