1221

Стыдоба. Руководитель казачьего ансамбля о матерных частушках и Шаляпине

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Нижнее Поволжье №30 22/07/2015

В регионе проходят мероприятия, посвящённые 25-летию возрождения казачества. Почему казачья культура обладает огромной воспитательной силой? Суждено ли ей развиваться? Об этом говорим с Геннадием Сипотенковым, руководителем ансамбля «Лазоревый цветок». 

Казак на Пегасе

- Геннадий Фёдорович, говорят, вы не поделили визитную карточку коллектива - песню «Верила, верила, верю» - с певцом Прохором Шаляпиным…

- Песня эта народная, ей не один десяток лет. Всё дело в оригинальной аранжировке. Инстументальное сопровождение песни создавали и записывали музыканты нашего ансамбля под руководством моего сына Александра Сипотенкова. Наша песня удачно «выстрелила» на конкурсе эстрадной песни «Поволжье-97». Я считаю, что Прохор Шаляпин присвоил себе наш труд. Мы уже составили иск о нарушении авторских и смежных прав. Думаю, предусмотренный законом штраф - порядка 200 - 300 минимальных окладов - подействует на песенных пиратов отрезвляюще.

- Одна из песенных программ вашего коллектива носит название «Казак на Пегасе». Навеяно Годом литературы?

- Программа родилась несколько раньше Года литературы, но не суть важно. Казачья песня - удивительное явление. Донцы её не пели, а играли - характерным распевом рассказывали пережитое, прочитанное или услышанное. И что самое удивительное, создатели народных песен знали классиков литературы. Вот песни из нашей программы: «Проснётся день красы моёй» на стихи Байрона, «В темнице несносной» по мотивам знаменитого стихотворения Пушкина «Сижу за решёткой», «Растворите мне темницу» на стихи Лермонтова, популярная «Пчёлочка златая» на стихо­творение Гавриила Державина. Есть произведения на стихи современных авторов - от Михаила Исаковского до Цезаря Солодаря с его «Едут по Берлину». И это тоже золотой песенный фонд Дона.

- Ваш проект «Песни «Тихого Дона» - прямое созвучие с Шолоховым? 

- Именно так! На страницах романа Шолохова «звучат» старинные, колыбельные, строевые, обрядовые, лирические, гулебные песни. В программе использованы авторский текст из романа Шолохова «Тихий Дон» и эпизоды из кинофильма Сергея Герасимова «Тихий Дон».  

Негибридное творчество

- Подобные вашему проекты, сочетающие современные ритмы и традиционные песни, критично называют «гибридами»…

- Это не гибрид, а гармоничное дополнение. Никто не назовёт композиции «Битлз» «гибридными», чужеродными для Британии. Как показывает анализ творчества ливерпульской четвёрки, в основе композиций группы лежат фольклорные традиции Шотландии и Северного Уэльса, которым сотни лет. Кстати, и у нас в России, в произведениях многих «чистокровных» рокеров и бардов, есть фольклорные основы. В своё время была популярна этно-группа «Иван Купала» - там ритмы в стиле западного трип-хопа, нью-эйджа перебивались хоровым пением. Мы пошли иным путём - аранжировали исполняемые в традиционном ключе песни донцов. Используем песенный материал, собранный в фольклорных экспедициях по Дону и Хопру, а также материал из архива фольклориста Андрея Кабанова. В его аудиотеке хранятся тысячи народных песен. Бесценная сокровищница!

Досье
Геннадий Сипотенков. Родился в 1949 г. в Волгоградской области. Музыкальное образование: Волгоградское училище искусств, Московский государственный университет культуры и искусств. Профессиональную карьеру начал в ДК завода имени Петрова руководителем эстрадного оркестра. Руководил вокально-инструментальным ансамблем, детским оркестром русских народных инструментов, народным хором. В 1991 г. перешёл в Донской казачий театр. В 1997 г. создал ансамбль казачьей песни «Лазоревый цветок», который вошёл в состав областной филармонии. Заслуженный артист РФ.

- А не возникнет ли искушение пойти ещё дальше, в сторону эстрадного звучания в ущерб фольклорному началу? 

- Вовсе нет. Мы должны говорить с массовым слушателем на языке народных песенных традиций. Даже популярную эстраду можно и нужно делать фольклорной. «Попса» закрывает наши национальные коды. Сегодня говорят, что из области идёт отток мозгов. Одна из причин - недостаточно интересная культурная жизнь региона.

- Существуют ли в исполнении народной песни чётко прописанные границы допустимого? 

- Безусловно. Не так давно позвонил мне из Урюпинска возмущённый Виталий Михайлович Борцов, руководитель ансамбля «Хопёр»: «Видел по центральному телеканалу выступление одного нашего областного «фольклорного ансамбля». В кои века казаки пели на публику матерные частушки?! Это же всегда считалось стыдобой, за это на круге принародно протянуть могли плетьми. А тут - на тебе! Чтобы попасть на экран, вытащили на обозрение зрителя похабщину, которая ни на праздниках, ни даже в застолье никогда не игралась».

Зрителя не обмануть

- Вроде бы казачьих коллективов в области хватает с лихвой. Почему зритель идёт на выступления лишь некоторых из них? 

- Даже сами жители казачьих районов говорят про некоторые выступления: «Нет, не наше, так наши деды никогда не играли». Нельзя песенный, танцевальный репертуар смешивать в один «винегрет», попутно отрицая самобытность казачества Дона, Кубани, Терека. Получается поверхностная мешанина. Слушатель это ощущает и отворачивается. 

На мой взгляд, развитию многих коллективов мешает идея наших чиновников наделять ансамбли, театры статусом государственных, открывать таким коллективам гарантированную финансовую линию поддержки. Всё это расхолаживает, уходит живительная сила здоровой конкуренции. Выведите ансамбли, театры из-под гособеспечения, дайте возможность им развиваться в творчески, экономически свободном пространстве. Если необходимо, предусмотрите целевые, защищённые от коррупции и кумовства государственные гранты за наиболее удачные идеи и постановки. 

- Что ждёт в связи с кризисом традиционный фестиваль «Казачий круг»? 

- Фестиваль был, есть и будет. Важно, что мы регулярно представляем на фестивале уникальные коллективы, которые иным путём вряд ли смогли бы выйти на массового зрителя. Мы знакомим гостей с малоизвестными фольклорными произведениями. Звучат на фестивале талантливые гости - коллективы «Воля» из Воронежа, «Братина» из Петербурга, фолк-артель «Слобода» из Москвы, наши местные ансамбли «Старина» из Кумылги, «Бузулук», «Казачья удаль» из Новой Анны. Помню, Яша Иванов из «Бузулука» танцевал на пару с пожилой хуторянкой с такой энергией, так мощно и душевно - аж мурашки по телу бежали! Бабушкам бурановским такое и не снилось.

- Вы стояли у истоков становления Донского казачьего театра. Состоялся ли театр как самобытный проект? 
- Казачья литература мирового уровня благодаря гению Михаила Шолохова есть. Казачья песенная, устная традиция, надеюсь, бессмертна. Казачья драматургия - нонсенс. Соответственно такой театральный проект в существующем виде будет и дальше балансировать на грани случайных театральных экспериментов вне традиций казачества. В своё время я предлагал создать в театре мощную хоровую и танцевальную группу, упор в постановках делать на казачьем фольклоре, а не на «вымученной» драматургии. В итоге имеем что имеем. В казачьем театре ставятся сегодня вещи, предельно далёкие от традиций Дона. Это и не хорошо, и не плохо. Это просто вне казачьей культуры. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах