17 октября, Волгоград – АиФ-Волгоград. Нашему земляку, ставшему после съемок в легендарных картинах «Вечный зов», «Они сражались за Родину», «Возвращение Будулая» народным не только по званию, но и по признанию, исполнилось бы 90 лет.
А завтра была война
Это позже были овации, награды и статусы - народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР и РСФСР… А сначала радости были простые, доступные самой обычной крестьянской семье села Горный Балыклей.
– В двадцатые годы семья Лапиковых считалась крепкой, зажиточной, хозяйствовать дед умел, – вспоминает Елена Ивановна, дочь актера. – А в тридцатые годы выяснилось, что они – «кулаки». Младшего брата дедушки и его жену посадили. Дед с папой избежали репрессий только потому, что переехали в другую деревню, а потом и в город. Но отец был напуган на всю жизнь.
На земле вырос, может быть, поэтому веришь каждому слову актера безоговорочно. Не нужны ему были дублеры, чтобы стога сена накрутить или в бою против немцев участвовать. Не то, что нынешнему «рафинаду». Сам все видел, все сам прошел.
Учился в Сталинграде. В заводском ДК им. Ленина в самодеятельном струнном оркестре с увлечением играл на балалайке, записался в драматический кружок. Оттуда и уехал в театральное училище в Харьков. Правда, окончить Иван успел только два курса – началась война. Лапиков был мобилизован в батальон, строивший противотанковые заграждения под Сталинградом.
– Он очень гордился не столько разными государственными наградами и премиями, – вспоминала ныне покойная вдова его Юлия Фридман, – сколько медалью «За оборону Сталинграда». Сотни раненых переправил на рыбацкой лодке через Волгу в тыл.
300 подносов
Более двадцати лет своей актерской судьбы Лапиков отдал Сталинградскому драматическому театру им. М. Горького. Первые роли в театре – бессловесные. Великие тогда говорили: «Тогда станешь актёром, когда вынесешь 300 подносов на сцену». И он выносил. Правда, еще и грим для своих сценических персонажей в спектаклях
«Старик», «Доходное место», «Идиот», «Бег» всегда накладывал сам.
– Мы с Ваней познакомились в Сталинградском драматическом театре, – рассказывала Юлия Фридман. – Меня туда распределили после окончания Ленинградской театральной академии в
– Это была любовь с первого взгляда! – говорит дочь актера. – И предложение отец сделал своеобразно. Во время репетиции надел маме на пальчик обручальное кольцо. Правда, не с первого раза, но она сказала «да». Он покорил ее своим обаянием. Это ведь по киноролям папу знают как серьезного человека. А в жизни он был очень смешным, обожал на сцене играть комедийных стариков. Весь театр сбегался из-за кулис смотреть на его выходы, хохотали до упаду!
Родилась дочка. Первое время Лапиков с женой ночевали в театре, а малышка спала в чемодане с оторванной крышкой. Потом им дали комнату в бараке и только спустя годы – первую квартиру.
Фильмография |
|
---|---|
У Ивана Лапикова более 70 картин. Среди них «Председатель», «Андрей Рублев», «Журналист», «Братья Карамазовы», «Вечный зов», «Они сражались за Родину», «Возвращение Будулая», «Борис Годунов», «Дом на камне» и многие, многие другие |
А потом нежданно-негаданно подкралась беда.
– У мамы стал стремительно падать слух, – вспоминает Елена. – Ей тогда было 35 лет, она играла в театре все ведущие роли. Представьте, каким ударом это для нее было! Причина была в контузии. Первое время мама скрывала свою глухоту, читала по губам. Но потом из театра все равно пришлось уйти. И она решила ехать в Москву. Иван Герасимович остался в Сталинграде, 9-летнюю Леночку воспитывала бабушка.
– Так продолжалось год, а потом папа поехал к маме в Москву, мириться, – рассказывает Лапикова. – Тут-то и решилась его актерская судьба. Мама, поняв, что самой ей не быть актрисой, стала его менеджером, как бы сейчас сказали. Направила его в театры, на киностудию. Ему пришлось даже вернуться в Волгоград, но вдруг туда приехала труппа «Современника», и отца заметили.
Такие актеры тянут за собой
Иван Герасимович перебрался в столицу. Его приглашал в свой театр Г. Товстоногов, но что-то не сложилось. В том же 1963 году он вошёл в труппу Театра-студии киноактёра, где быстро и уже навсегда стал своим.
Он и на актера-то не был похож в привычном нам смысле. Но как истинный актер внутреннею мощь свою выпускал, точно тайфун, уже перед камерой, поражая даже мэтров своей неповторимой, свойственной, пожалуй, только настоящему русскому мужику органикой.
– Иван Герасимович Лапиков – артист, как говорят, милостью Божьей. Он не из тех, кто пришел в мир театра и кино, чтобы попритворяться да поприкидываться, – вспоминает нашего земляка актер Валентин Гафт. – Его фигура, голос, глаза всегда гармонировали с тем, что человек хотел сказать, о чем думал. Острота, ирония, гнев не были в нем самоцелью. Он все глубоко переживал. А играл он людей из народа, тех, на ком держится весь этот мир; людей, которые сеют и пашут, воюют и умирают, сражаясь за Родину…
Браконьер | |
---|---|
После съемок «Они сражались за Родину» актерам сказали: «Просите, чего хотите!» Лапиков попросил дать ему возможность рыбачить в запретных местах. |
Михаил Ульянов признавался, что как партнёр Иван Лапиков был и радостен ему, и в определённом смысле страшен: «Такие актёры будто «тянут» тебя, помогают подняться «выше».
– Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на артиста, – сказал о нем его коллега Николай Бурляев. – Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты. К моменту, когда мы с ним познакомились на съёмках «Андрея Рублёва», за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в «Председателе». И всем без исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета. Весь – от земли, от корней, весь – русская суть... У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым.
В 1993 году режиссер Сергей Бондарчук попросил Ивана Лапикова выступить перед солдатами одной из воинских частей. Иван Герасимович отказался: чувствовал себя плохо и решил, что ехать не стоит. Но 1 мая в Москве прошла манифестация, актер увидел, как омоновцы избивают демонстрантов, и сказал жене, что считает своим долгом помешать гражданской войне в России. Все-таки поехал на встречу с солдатами. Сердце его остановилось во время выступления. Не выдержало.
– До сих пор мы точно не знаем, что произошло, – вздыхает дочь актера. – Похоже, что папе не смогли правильно оказать первую помощь. В результате прибывшая скорая до больницы его не довезла…
– Без нас будет скучно и серовато, – сказал как-то Иван Герасимович своему коллеге по цеху Савве Ямщикову.
И был абсолютно прав.
Р. S. На родной земле актера открыт «именной» музей, несколько мемориальных досок. А в минувшие выходные друзья, родственники и просто неравнодушные горожане встретились, чтобы почтить его память. Встретились скромно – без банкетов и без громких слов. По домашнему, что ли. Думается, именно так и любил встречаться Иван Герасимович.