С заслуженным артистом России Петром Петровичем Зайченко мы договаривались о встрече ещё накануне Дня российского кино. А в руках у актёра я вижу вышедшее буквально на днях дополненное переиздание автобиографической книги «Жизнь важнее искусства». На двухстах страницах уместилась ёмкая исповедь-размышление актера о времени и о себе.
Живой труп
– Пётр Петрович, вы сегодня востребованы и в телесериалах, и в авторском историческом кино с лучшими режиссёрами страны. А с театрами Волгограда почему особо не задалось?
– Наш город, я бы сказал так, трудно-театральный. Далеко не каждого даже яркого актёра приемлет и даёт ему реализоваться на сцене. Вспомним судьбу наших земляков Иннокентия Смоктуновского, Ивана Лапикова. На пороге семидесятых после Саратовского театрального училища меня в родной Волгоград распределили, можно сказать, «на ура». Из рук заведующей труппой ныне «покойного» драмтеатра имени Горького Антонины Ивановны Бубновой получил тогда свою самую первую роль в спектакле «Сталинградский дневник» – по дневникам Чуянова. Читаю с бьющимся сердцем: мне дана роль аж замполита, да ещё второй страничкой за титульным листом, то есть, надо полагать, с текстом. Но второй листок пуст. Наконец меня ведут за кулисы и говорят: «Готовься. У тебя ответственная роль – мёртвого замполита. Ложись и не двигайся. Боевые товарищи на сцене будут прощаться со своим убитым замполитом». Так я какое-то время и играл в «Горьковке» живой труп, пока создатели спектакля не заменили меня на сцене бугорком. В общем, не вполне задалось у меня с ролями в местных театрах. Даже в виде недавно убитых.
– Современное российское кино не напоминает того замполита, которому все не дают встать, развернуться в полный рост? Почему, несмотря на объявленную государством политику поддержки киноиндусрии, яркие фильмы по-прежнему редкость?
– По сути государство даёт сегодня деньги на «поддержку российского кино» восьми частным кинокомпаниям. Погоду делает по-прежнему частник с его представлениями о том, что хорошо, а что плохо, что продаётся, а что нет. В итоге – господдержка есть, а талантливого, яркого кино нет. Иногда в голову даже закрадывается крамольная мысль: а может, ну его, такое «рыночное кино» – пора возрождать Госкино и чёткий госзаказ на конкретные сценарии, нравственные и исторические темы в кино, как было при Союзе?! Пока ещё есть что возрождать, пока живы и не опустили руки окончательно мастера кино, у которых нет возможности реализоваться.
«Я вам не Панкратов-Чёрный»
– И всё-таки при случае часто любите повторять: «Я люблю родной Волгоград, но моя любовь безответная». С чем связано такое ощущение?
– С фактами и связано! Работы у меня здесь, в родном городе, нет вовсе. Много лет я проработал в «Волгоградконцерте» и в областной филармонии чтецом классики, мастером художественного слова, читал со сцены и по телевидению русскую классику от «Слова о полку Игореве» до Шукшина, объездил с концертами всю волгоградскую глубинку и регионы страны. Сквозь годы помню из своего детства в колхозе «Красный Октябрь» под Палласовкой такие реальные ситуации. Зимний или осенний вечер. В избе у моего деда, цедя махоркой, тесно набиваются земляки слушать сквозь помехи и расстояния передачу из радиоприёмника «Театр у микрофона». На неделю потом было разговоров то о судьбе Катерины из «Грозы» Островского, то о персонажах из Пушкина, Толстого. Неужели такой народ должен отвернуться от живого слова в наши дни?! А вот вам свежий пример. Снимаюсь я в сериале «Марьина роща», у меня в столице очень плотное расписание по съёмкам идёт. И вот накануне 9 Мая звонит мне из Волгограда местный режиссёр массовых мероприятий ко Дню Победы: «Петрович, было бы очень здорово, чтобы ты открыл концерт стихами какого-то нашего земляка, Луконина, например». Ну что же, дело серьёзное. Я срочно завершаю все дела в Москве, приехал домой, жду сигнала. Так и не позвонили. Вот и получается, что на работу мне приходится ездить то в Москву, то в Париж или Мадрид. Кстати, здесь, дома, в Волгограде, у меня, титулованного артиста, «закрыли» трудовую книжку и уволили из облфилармонии ещё за два года до пенсии. А когда наш самый главный чиновник от регионального Пенсионного фонда торжественно вручал мне со сцены пенсионное удостоверение, его слова тогда потрясли аудиторию: «Нашему дорогому Петру Зайченко мы назначили пожизненную пенсию в 1640 рублей». Я тогда не сдержался, ответил: «Спасибо, что пожизненную. А то могли бы и посмертно».
Страшная спираль истории
– И в каком обществе мы живём, по-вашему?
– А в таком, где всё перевёрнуто частенько с ног на голову. Где все торопятся разбогатеть, но становятся подчас ещё более нищими, особенно нищими духом, забывая свои корни, историю, традиции, великую нашу литературу, в общем, всё, что делает нас гражданами великой страны. Главный дефицит сегодня – дефицит совести. А ещё меня удручает, насколько по кривой спирали аналогий движется наша родная история. Представьте на минутку 90-е годы, Оренбургская область, местечко Саракташ. Идёт съёмка кинокартины Александра Прошкина «Русский бунт» по пушкинской «Капитанской дочке». В одной из сцен уральские, они же яицкие казаки, которых изображает местная массовка, лихо багрят в кадре красную рыбу из проруби. Тут на горизонте появляется мой герой Денис Пьянов, возвещая о «новом государе Петре Фёдоровиче» – Емельяне Пугачёве. И спрашивает Пьянов казаков: «Ну как живётся вам можется?». По тексту картины казаки должны были грянуть хором: «государыня жалования давно не дает». Ну а народ на морозе подогрелся и как резанёт правду-матку о современном: «В нашем колхозе три года зарплату не получаем». Вот вам и страшная аналогия в два с лишним столетия разницей. Устоим ли с такой жизнью на краю от бунта «бессмысленного да беспощадного»? Хотелось бы, конечно, чтобы спираль разогнулась, вывела нас к новым горизонтам исторического духа.
ДОСЬЕ
Пётр Петрович Зайченко – заслуженный артист РФ. Родился в селе Кайсацкое Сталинградской области 1 апреля 1943 года. До 1974 года – актёр Волгоградского драмтеатра имени М. Горького. Известность в кино принесла роль сержанта Ивана Пухова («Крокодилыча») в фильме Вадима Абдрашитова «Парад планет» (1984). Один из последних фильмов актёра – «Сибирь. Монамур», в котором Пётр Зайченко сыграл главную роль. Отмечен тридцатью призами на международных и отечественных кинофестивалях.