Примерное время чтения: 6 минут
248

Киновед Галина Жданкина: «Нас все труднее удивить спецэффектами»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Нижнее Поволжье 14/11/2012
Фото: из личного архива Галины ЖДАНКИНОЙ

На днях в регионе прошли кинопоказы в рамках 9-го артхаус-фестиваля «Кино без границ». Бессменный пропагандист авторского кино Галина Жданкина рассказала о том, почему не каждое кино должно развлекать и «расслаблять» зрителя.

На грани катастрофы

– Галина Ивановна, откуда у вас, рождённой в СССР с её дефицитом на всё, в том числе добротное мировое кино, явилась такая любовь к авторскому кинематографу?

– Я полюбила вначале кино как таковое, а вот любовь более избирательная к интеллектуальному кино пришла немногим позже. Правда, моя мама уверяет, что во время беременности она почти каждый день ходила в кино. И её увлечение передалось мне. Время шло, в 80-е годы я уже вовсю бегала на творческие встречи с популярными режиссёрами и артистами кино, которые регулярно проводились в кинотеатре «Юбилейный». И представляете, огромный кинозал на тысячу мест был всегда полон! В отечественном прокате это было удивительное время, когда наряду с мейнстримными добротными картинами в кинотеатрах демонстрировались настоящие шедевры мирового кино. Некоторые фильмы Феллини, Антониони, Фасбиндера я тогда смотрела в прокатном варианте. Никогда не забуду длиннющей очереди в билетные кассы кинотеатра «Юбилейный», которую мне пришлось отстоять и даже показать паспорт, на ставшую сегодня культовой картину Сехея Имамуры «Легенда о Нараяме». А в центре города в облсовпрофе прекрасные лектории об истории мирового кино, об авторском кинематографе проводила Зоя Абрамовна Финкельштейн, в ту пору директор Волгоградского киновидеоцентра. Это был поистине золотой век кинопроката. 

– Который неизбежно сменился упадком 90-х. Виновата исключительно экономика кино?

– Причины были не только в этом. В 90-е совершенно другим стал наш зритель. Люди стали иными, ушли в себя, глубоко переживая внутри всё, что происходит в родной стране. Сложно приходилось в это время выживать интеллектуальному зрителю. Алексей Балабанов в своей картине «Жмурки» блистательно сказал обо всём этом, о том, что именно в 90-х не просто страна, но всё общество стояло на тонкой грани отчаянной катастрофичности.  

– Многие интеллектуалы предпочитают кардинально противопоставлять авторское и массовое кино. Для чего?

– Для большинства зрителей кино существует как аттракцион, как способ развлечения, расслабления, релаксации. В терапевтической и гедонистической функциях кинематографа я не нахожу ничего плохого. Но именно авторское кино подталкивает к размышлению, будоражит, расширяет границы сознания, идёт с тобой по жизни рядом, помогая постоянно развиваться и меняться в лучшую сторону. Дело в том, что современную культуру отличает театрально-зрелищный центризм. Кино, ТВ уже приучило своих зрителей к клиповой эстетике. Зрелищность и спецэффекты выходят на первый план. Поэтому зрителя стараются все больше и больше удивлять, и понятно, что природа человека такова, что поразить зрителя всё труднее и труднее. Получается замкнутый круг, ловушка, в которую автоматически попадает киноиндустрия. 

Зал не выдержал морозов

– Помнится, лет шесть назад вы пытались создать в Волгограде киноплощадку «Альтернатива», где демонстрировались бы шедевры мирового киноискусства. Чем тогда закончилось такое начинание? 

– Оно закончилось весьма симптоматично для нашего города. Кинозал «Альтернатива» мы создали на базе старейшего городского кинотеатра «Родина». Среди зимы, трескучих морозов там полопались трубы, отказала система отопления, в кинозале температура в зале опускалась до плюс 4. Но зрители даже в такую «морозилку» продолжали ходить, правда, всё меньше и меньше, а от нас чиновники требовали арендную плату, как от полноценного кинокомплекса. Так единственный в городе постоянный кинозал для авторского кино и прекратил своё существование. И теперь авторское кино можно видеть в нашем городе только в фестивальном варианте – несколько раз в год. Например, в конце 90-х в рамках проекта «Другое кино» мы были первопроходцами и впервые показали волгоградскому зрителю картины Такеши Китано, Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке, Ким Ки Дука, Вонг Кар Вая, Чхан Ук Пака. Реакция зрителя была самая разная, но в большей степени благожелательная и заинтересованная. Люди «проголосовали» за такие фильмы аншлагами на сеансах. Хотя такие фильмы, безусловно, требуют предварительной подготовки. Зритель, полностью взращённый на блокбастерах, такое кино не примет. А в 2005-2007 годах, когда мы уже стали работать непосредственно с кинокомпанией «Кино без границ», и вовсе ощутили нечто вроде звёздного часа. Билеты на наши артхаус-фестивали в областной филармонии стали даже подделывать. Вот где истинная сверхпопулярность!

Волгоград «выталкивает» интеллектуалов? 

– Теперь звёздный час у фестиваля «Кино без границ», выходит, позади?

– Сегодня произошло так, что та интеллектуальная элита, очень активная думающая молодежь, которую мы воспитали, в том числе на авторских фильмах, стала массово покидать Волгоград. Кто-то уехал в Москву, в С.-Петербург, кто-то и вовсе за рубежом теперь. Моя бывшая студентка и бессменная помощница по фестивалю Оля Павлова теперь живёт в США, Нью-Йорке, на Манхэтене и посещает фестиваль независимого кино «Трайбека». Другая моя перспективная студентка, Юля Трунова, окончив ВГИИК, уехала в Москву, работает менеджером в продюсерской кинокомпании «Шапито Шоу». Получается, наш город выталкивает образованную молодёжь очень далеко.  

– Если Волгоград покидают молодые интеллектуалы, есть ли у нас будущее? 

– Я полагаю, не всё так мрачно, ведь у нас появляются новые таланты. Например, уникальная девушка Маша Галкина, студентка 4-го курса ВГИИК, режиссёр, снимающий любительские анимационные, документальные и игровые фильмы. Маша – активная участница киноклубного движения, общественный деятель, гордость нашего города. Мне нравятся Машины жизненные девизы: «Невозможное возможно», «Всегда слишком рано, чтобы сдаваться». Наша волгоградская земля, думаю, и дальше будет «поставлять» российскому кинематографу самобытных творческих людей уровня Ивана Лапикова, братьев Элема и Германа Климовых, Евгения Ташкова, Петра Зайченко, Александра Яценко. За творческий потенциал Волгограда можно быть совершенно спокойным. Пусть даже реализация таких людей осуществляется вне малой родины. 

ДОСЬЕ

Галина Ивановна Жданкина – киновед, кандидат искусствоведения. Организатор в Волгограде фестивалей авторского кинематографа «Другое кино», «Сезон любви», «Фестиваль фестивалей», «Кино без границ». Руководитель регионального отделения Федерации киноклубов России.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах