510

«Географ глобус пропил». Рецензия

Кадр из фильма

Герой без героизма

Александр Велединский экранизировал один из самых известных романов современной России «Географ глобус пропил». Почему та или иная книга выделяется из ряда других, объяснить непросто. Как показал успех романа «Духless» дело вовсе не в художественных достоинствах. К тому же по-настоящему новаторские произведения публика никогда не принимает. Шедевры редко удается разглядеть единым оком всего общества. Так было с творчеством Феллини, так было с чеховской «Чайкой». И примеров вообще немало. Только по прошествии времени людей удавалось убедить, что они имеют дело с чем-то из ряда вон выходящим. И огульно осуждаемая вещь возносилась в совсем иной ранг.

Чаще всего в центре серьезного искусства (в основном это применимо к литературе и кинематографу, в основе которого все равно лежит литература: сценарий) стоит проблема героя. Вот так и «Духless» показал офисного человека, который оказался для нашего времени типическим персонажем в типических обстоятельствах. Книга, а теперь и фильм, «Географ глобус пропил» тоже предлагает современного (в романе – современного 90-м годам, в фильме – современного нам) героя. Не в том смысле, который подразумевают, вручая медаль за героизм. Нет, это герой без героизма. Но, как говорится, на безрыбье и рак - рыба.

Елена Лядова в роли Нади Служкиной Фото: Кадр из фильма

Впрочем, не нужно ополчаться на наш век, называя его безгеройным. Редкую эпоху творцы, жившие в ней, воспринимали иначе. Онегин и Печорин, а также француз Октав («Исповедь сына века» Альфред де Мюссе написал в 1836 году – аккурат между романами Пушкина и Лермонтова) – это ведь тоже не рыцари без страха и упрека. Каждому из них тоже чего-то не хватает, и люди они в моральном отношении небезукоризненные.

Лучше лишний, чем маленький

Биолог Виктор Служкин устраивается в школу работать учителем географии. Он женат, у него дочь. Но супруга отказала ему в интиме, так как он ей неприятен. Служкин неудачник, к тому же любит выпить. Педагогические методы его далеки от принятых в школе. Он не скрывает презрения к ученикам, которые платят ему тем же. При этом Виктор Сергеевич, хоть и является социальным аутсайдером, имеет свои нравственные устои. Он еще способен чувствовать и мыслить. А алкоголь – это верное средство подавить в себе эти неконвертируемые способности.

Вообще образ «лишнего человека» всегда был более характерен для русского искусства, чем для русской жизни. Значительная часть населения себя бесплодными рефлексиями не обременяет. И грех ее за это обвинять. Но если мы посмотрим на советское кино, то увидим отчетливую тенденцию к «сползанию» в эту сторону. Сталинская пора дала типажи производственников, ударников. Они бились за урожай и пели песни, прославляя строй. Попробовали бы они вести себя иначе! Кино тех десятилетий находилось под жесткой цензурой, поэтому могло служить отражением жизни лишь с большой долей условности. Скорее это было моделирование жизни. К примеру, в прозе Булгакова и Платонова в те же годы звучат несколько иные интонации.

Константин Хабенский в роли географа Фото: Кадр из фильма

50-60-е годы ознаменованы ослаблением гнета. И это, возможно, самая героическая пора для нашего кино. Режиссеры то и дело обращались к ближайшему прошлому, показывая советских солдат. История, которая еще окончательно не ушла из настоящего, давала богатейший материал: судьбы, типажи, поступки, даже настоящие подвиги. Но и там уже просматривается воскрешение темы «лишнего», причем на обочину жизни оказывается выброшен не какой-то интеллигент, а фронтовик. В фильме «Чистое небо» Григорий Чухрай показал вполне героическую личность, которую враждебно воспринимает молодежь, начиненная идеологическими установками.

В 70-80-е годы «Чистое небо» положили на полку до наступления Перестройки. Но тенденцию было уже не остановить. Война была все дальше, по улицам ходили уже не бывшие фронтовики, а ветераны. В брежневский период и оставалось, что гордиться космонавтами, хоккеистами, да затверженной фразой о величии русской литературы и балета. Фильмы по сценариям Радзинского, «Отставной козы барабанщик» Виктора Мережко и даже «Свадьба Кречинского» Владимира Воробьева показывают измельчание мужчин, но при этом демонстрируют лучшие черты русских женщин.

Добровольная нагрузка

Нередко можно услышать мнение, что у нас не умеют снимать кино. Россияне не смотрят отечественные фильмы. Не смотрят по двум причинам: во-первых, массовое кино у нас по качеству заметно уступает голливудскому; во-вторых хорошие фильмы, которых у нас тоже немало, «грузят», заставляют думать. А кому это нынче надо?

Юная актриса Анфиса Черных Фото: Кадр из фильма

Фильм Велединского хорош уже тем, что он совершенно не «грузит», хотя и богат смысловой нагрузкой. Но она подается так, что ее взваливают на свой мозг исключительно в добровольном порядке. Хочешь – думай. Не хочешь – просто смотри и смейся. Трагикомедия о любви и жизни «Географ глобус пропил» помимо своих несомненных художественных достоинств ценна тем, что показывает нам Россию – страну с красивой природой. Мы редко видим российские красоты в кинокадре. Отечественный синематограф вообще упускает этот аспект из внимания. В последнее десятилетие считанные единицы пошли на то, чтобы взять в союзники родную природу: Иван Вырыпаев в «Эйфории» да Слава Росс в «Сибири. Монамуре».

Несомненно то, что наше искусство обогатилось еще одним очень достойным фильмом. Фильмом актуальным как с эстетической, так и со смысловой точки зрения. Кино не про толкиенский выдуманный мир, не про жизнь миллионеров, которая тоже выдуманная. Кино про убогость и красоту российского бытия. «Географа» – хотя это на порядок более классная картина, чем «Сталинград» – никто не выдвигает на «Оскар». И на «Золотой глобус» тоже. Наверно, боятся, что пропьют.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах