Во время новогодних каникул вся страна снова будет пересматривать любимые советские киношедевры.
О том, какое кино снимают сейчас и почему Волгоград в последнее время притягивает московских «киношников», рассказывает волгоградский режиссёр Павел Подашов.
Волгоградские Васюки
- В этом году в Волгограде снимали сцены для нескольких сериалов. Столичных режиссёров привлекли панорамы города и его окрестностей. Однако сами волгоградцы считают свой город депрессивным. Вы же не только снимаете здесь кино, но и не собираетесь отсюда уезжать. Почему?
- Волгоград стал для меня родным в середине 90-х годов. Причём жизнь на берегу Волги я предпочёл столичной суматохе. Это особенный город, с удивительными окрестностями. Полчаса езды, и ты уже оказываешься на берегу Волги или Дона… Соединение города и природы захватывает меня до сих пор. Тут даже без дорогостоящей техники можно снимать красивое кино. Но многие жители действительно воспринимают его как город без будущего. И такое отношение - не только к Волгограду. Это чисто российская проблема - разделение страны на центр и периферию. Нигде - ни в Европе, ни в Америке - нет такой жёсткой границы, одинаковое внимание уделяют всем городам. И при должном отношении Волгоград мог бы сравниться с Сочи. Здесь можно было бы организовать летний кинофестиваль, пригласить звёзд, молодых актёров и режиссёров. Я всё-таки надеюсь, что потенциал города, который является символом русского духа, будет когда-нибудь использован именно таким образом.
- Мечта о Волгограде как о городе кинофестивалей напоминает сказ о «Новых Васюках». Вам не кажется, что для таких культурных мероприятий в городе не та публика? Людям не интересны авторские фильмы, зрителю подавай голливудские блокбастеры, а не душевное русское кино.
- Словосочетание «душевное российское кино» осталось в прошлом. И виноваты в этом не только посетители кинотеатров, но и «киношные» шишки. В 90-х началось упрощение кинематографа. Имея немного денег, любой человек мог стать продюсером, диктовать режиссёру свои идеи. У руля кинобизнеса встали бывшие бандиты. Отсюда плеяда фильмов на криминальную тему. Спасти ситуацию может только авторский кинематограф, но он должен ориентироваться не на жюри закрытых фестивалей, а на обычных людей.
Превратить Волгоград в центр российского кино - вполне реально. Город-герой, символ силы русского народа интересен туристам всего мира. И не стоит утверждать, что люди здесь далеки от культуры. Культуру, как и любую другую сферу, необходимо поддерживать. Власть давно должна была вывести механизм финансирования культурных мероприятий. Талантливых людей много, но сейчас они все разрозненны. Мало кто помнит, но в Волгограде работала одна из лучших в России студий документального кино. В нашей области множество природных памятников: Румын-гора, капище, Коралловая пещера, скиты, меловые горы… Работа студии позволяла донести красоту области до всего мира. Но всё разграблено: оборудование, киноленты. Финансирования этой области нет, и не будет. Приходится своими силами восстанавливать работы предшественников.
Как раз сейчас я готовлю к выходу 10-серийный фильм о тайнах Волгоградской области. Очень надеюсь, что права на показ купят и красоты региона покажут хотя бы на отечественном телевидении. Съёмки высшего качества, друзья помогли по выгодной цене арендовать вертолёт. Так, капище вблизи станицы Трехостровской с высоты напоминает чем-то английский Стоунхендж.
Кино и прошлое
- Каким, на ваш взгляд, должно быть кино о войне?
- Давно уже пора закрыть эту военную тему. Лучше чем «Летят журавли» ни один режиссёр уже не снимет. Кино о войне это не только баталии, кровь и хаос, как в современных фильмах, но и люди, их боль, страх. Причём вот этого, людского, должно быть больше. Вспомните переживания девушек из «А зори здесь тихие»…. Сейчас же снимают ремейк этой картины. С ужасом жду, что из этого выйдет. Складывается ощущение, что в России не осталось сценаристов. Ремейки советской классики - ширпотреб, снятый, кстати, на средства Госкино, на налоги россиян. Кому нужно такое кино? Только для галочки, что вот, в этом году отсняли столько-то фильмов. Ещё хотят сократить процент прокатного кино, а какова альтернатива? Ремейки «Кавказской пленницы» и «Служебного романа»? Считаю, что спасти киноиндустрию сможет только поддержка региональных талантов. Я за сто долларов и три дня снял свою первую короткометражку «Дом с роялем». В ней бесплатно снимались актёры молодёжного театра. Фильм я послал на фестиваль «Кинотавр». Меня пригласили в Сочи, где я изнутри увидел фестивальную «кухню».
- И всё-таки вы снимаете кино, чтобы заработать или просто поделиться своими мыслями с людьми?
- Деньги - это не признак алчности, а возможность быть свободным: выбирать лучших актёров, поддерживать в рабочем состоянии оборудование. Да и сама съёмка - процесс дорогостоящий, 30-минутное видео стоит 15 - 20 тысяч рублей. Чтобы оправдать вложенные деньги, кино необходимо продвигать. Сейчас я работаю над полнометражной картиной «Неудачный сезон». Пытаюсь сохранить авторский замысел, но при этом сделать коммерчески выгодное кино, способное накормить съёмочную группу и дать возможность творить дальше. Продавать картину поеду в Москву, многие уже заинтерсовались. Столичные профессионалы удивляются тому факту, что на берегу Волги люди на свои деньги снимают хорошее кино.