Волгоград, 8 апреля – АиФ-Волгоград. По одной из версий, именно Сэм Клебанов ввел в культурный обиход в России слово «арт-хаус». Так называют авторское кино, или кино не для всех, или другое кино. В общем, то, что редко показывают в кинотеатрах, но что и двигает кинематограф вперед. И призы на фестивалях в Каннах и Венеции, как вы понимаете, берут не «Крепкие орешки».
Побывавший в Волгограде президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов рассказал, как ему видится культурное пространство современной России.
Обменяться взглядами
– В Москве и Питере зрителей арт-хаусного кино считаем тысячами, а в других регионах – 10-20 за неделю. А ведь очень важен коллективный просмотр кино. Оно изначально создавалось как спектакль, перенесенный на пленку. И в кинотеатре зрители могут, если не обсудить, то обменяться взглядами после сеанса. Хотя о каждой картине можно много говорить.
Сэм Клебанов |
|
---|---|
Российско-шведский продюсер, киновед. С 2001 по 2008 год был автором и ведущим программы «Магия кино» на телеканале «Культура». Сейчас занимается циклом «Особый взгляд. Кино нового тысячелетия» на том же канале. Снялся в двух фильмах, написал сценарий киноленты «Горячие новости». |
Настоящее кино говорит об очень важных, интернациональных проблемах. То была Дания на гребне волны, то теперь неожиданно выдвинулась Австрия, которая была на обочине. Когда мы говорим про арт-хаус, имеем в виду кино, которое воздействует на эмоции. А эмоции бывают разные – не обязательно, чтобы «загрузить» вас.
Надеюсь, у вас будет еще возможность посмотреть это кино, потому что территория для кино постоянно сужается. «Трансформеров» всегда будут смотреть больше, чем Ульриха Зайдля. А в России развитие культуры пошло так, что немейнстрим оказался на отшибе.
Зрителем легко манипулировать, потратив много денег. Джордж Сорос пишет: осознанный выбор часто делают под воздействием манипуляции. И то же самое в сфере искусства. Люди делают выбор каждый день. И надо либо проделать работу: покопаться в Интернете, почитать рецензии, либо пойти туда, куда зовут с каждого столба. Поток информации засасывает человека.
Догнать и перегнать Уругвай
Когда в 1998 только начинал заниматься прокатом авторского кинематографа в России, мне казалось, что Россия движется по европейскому пути развития. Мне казалось, что сегмент арт-хауса будет расти вместе с индустрией. Дай Бог, если на страну сейчас есть 20 залов для такого кино.
Я больше 20 лет живу в Швеции – там я себя чувствую дома. Северная Европа – страны протестантской культуры. Многие вещи, которые работают там, здесь не работают. У нас не прижился видеопрокат, потому что люди брали кассеты, диски и не возвращали. И в России, и в Швеции смотрят в основном американское кино. Но в Швеции авторское кино смотрят больше, чем здесь.
Я сравнивал, как смотрят в России и в других странах. Выбрал 12 картин: «Белая лента», «Впусти меня», «Гоморра», «Дитя» и другие. Сделал выборку из 14 стран – где нашел данные. Я исключил национальные фильмы: для Италии – итальянский, для Германии – немецкий. Потому что понятно, что их будут больше на родине смотреть. И по количеству зрителей арт-хауса все обогнали Россию, кроме Уругвая, где живет 3,5 млн человек. А в Норвегии – 5 млн, и она обошла.
А в пересчете на душу населения нас обогнал и Уругвай. Можно посчитать по экономическим критериям. И тогда будет, что в Норвегии смотрят авторское кино в 29 раз больше. И в «бездуховной» Америке зрителей больше.
Я так же подсчитал, как смотрят блокбастеры. И здесь единая картина по всему миру. В пересчете на душу населения россияне на 15% больше, чем американцы, смотрят коммерческие фильмы. В Аргентине в два раза меньше, чем у нас.
«Окно в Париж» вместо «Зеркала для героя»
Объяснить сложнее, чем подсчитать. В Европе люди более открыты, чтобы испытать не всегда позитивные эмоции. В Северной Европе, например, протестантская мораль сочетается с социал-демократическими традициями. Вся интеллигенция там левая. Им близка солидарность с третьим миром, с теми, кому плохо. Пролетарское кино в России не пойдет. Тут «Аквариум» с Майклом Фассбендером собрал 21 тысячу, а в Швеции – 600 тысяч долларов. Александр Роднянский написал, что российская киноиндустрия – это фабрика эскапизма. «Джон Картер» с треском провалился в Америке. Гигантские потери! А в России 130 млн собрал. И так часто происходит. В России не любят отклонение от мейнстрима. В России, к примеру, не хотят смотреть про инвалидов. Ни смотреть, ни пандусы делать. Зрителям нужна сказка. Но ведь в Аргентине жизнь тоже несладкая. Там тоже была диктатура, более страшный, чем в России, кризис.
Есть теория, что кино может выступать в роли зеркала и в роли окна – в неведомый, придуманный мир. Кино как зеркало в России меньше востребовано. В Америке каждый год маленькие фильмы «выстреливают» – их смотрит вся страна, как «Зверей дикого юга» в прошлом году. Практически нет российских фильмов, которые становятся неожиданными прорывами. Если только то, что делает «Квартет И» – единственные, кому удается соединить интеллигентный разговор о реальности со зрительским интересом.
Российский зритель прекрасно понимает авторское кино. Он не глупее уругвайского, аргентинского. Он просто не делает выбор в пользу арт-хауса. «Что там меня грузят? Я лучше попроще что-нибудь посмотрю». И финансовый вопрос имеет значение. Россия по стоимости билета сравнялась со США, а по уровню дохода в пять раз отстает. В Аргентине и Мексике уровень как у нас, а билеты дешевле. Цены на билеты в Волгограде практически как в Москве. А зарплаты?