Программу 4-го арт-хаус-фестиваля «Кино без границ» в Волгограде составляют 20 фильмов современного мирового авторского кинематографа, уже отмеченных призами и наградами на международных кинофестивалях.
Безусловно, фильмом-событием для всех любителей кино станет кинороман «Белая лента» выдающегося австрийского режиссера, радикала и моралиста Михаэля Ханеке, который воссоздает убедительную картину мира накануне Первой мировой войны, рассказывая страшную историю из жизни немецкой деревни, охваченной насилием. Интеллектуальный фильм Ханеке, поражающий изобразительным совершенством и филигранностью драматургии, повествует об истоках фашизма и требует от зрителей особенно напряженной душевной работы.
Среди режиссеров, представленных в программе, – весь цвет европейского независимого кино. Оригинальный исландец Бальтазар Кормакур со своей вольной экранизацией чеховского «Иванова» - вечной драмой о чувствах под названием «Свадьба белой ночью». Стойкий британец Кен Лоуч, борец за социальную справедливость, с необычной для его творчества народной футбольной комедией «В поисках Эрика». Разносторонний английский кинематографист Майкл Уинтерботтом, знакомый волгоградцам по нашумевшим «Круглосуточным тусовщикам», в картине «Генуя» удивляет философской драмой, скроенной в лучших традициях мистической готики. Один из самых интересных молодых французских кинематографистов Кристоф Оноре, наследник опыта «новой волны» и ярый поклонник «Шербургских зонтиков» Жака Деми, предлагает современное молодежное кино, беря за основу классический французский роман мадам де Лафайет «Принцесса Клевская». Насыщенный культурным контекстом, фильм доказывает, что любовь и искусство имеют сегодня такую же ценность, как и в 17 веке. Лидер современного шведского кино Лукас Мудиссон, дебютный фильм которого «Покажи мне любовь» когда-то открыл прокат арт-хауса в России, утверждает в своем первом англоязычном проекте «Мамонт» (главные роли играют Гаэль Гарсиа Берналь и Мишель Уильямс), что современный глобальный мир ведет к разрушению семьи.
В программе много новых режиссерских имен. Второй фильм англичанки Андреа Арнольд «Аквариум», открывающий фестиваль, с грубоватой нежностью излагает перипетии взросления пятнадцатилетней девушки Мии в великолепном исполнении непрофессиональной дебютантки Кэти Джарвис. Удивительно, что Андреа Арнольд, повествуя о мрачных вещах, придерживается оптимистической интонации, чему может только позавидовать наш российский авторский кинематограф. Молодой шведский мастер комедии Рубен Остлунд в картине «Добровольно-принудительно», отличающейся нестандартной манерой съемки и своеобразным юмором, умело погружает зрителей в атмосферу напряженности и тревоги. Француженка Софи Бартез, за плечами которой три фильма, совсем неизвестна в России. Ее новая картина «Замерзшие души» снималась в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге, и в пару к талантливому американскому актеру Полу Джаматти органично вписалась наша российская актриса Дина Корзун. Популярнейшего итальянского актера Микеле Плачидо, снявшего (оказывается, это его восьмой фильм как режиссера) автобиографическую драму «Мечта по-итальянски», волнует любовный треугольник на фоне студенческих волнений 1968 года. Фильм наполнен юношеским романтизмом и непреодолимым желанием изменить мир.
В 4-м арт-хаус-фестивале широко представлено независимое американское кино. Фильм молодого режиссера Алекса Хелдриджа «Полночный поцелуй», в котором чувствуется дух легендарного Джона Кассаветиса, считается сегодня одним из лучших. Несуразные, но очень обаятельные герои, совершающие романтическую прогулку по городу Ангелов в предверии Нового года, наверняка, многих увлекут в свое нежное путешествие.
Нельзя не отметить в рамках фестиваля актуальную мини-программу от компании «Кино без границ» - «Соединенные Штаты – с трех разных ракурсов», включающей в себя потрясающую язвительную притчу «Вегас: правдивая история», документальное исследование «Американские свингеры» и сатирическую анимацию «Иммигранты». Все три картины – об изнанке мощнейшего мифа современного мира «американская мечта», о серьезных опасностях, которые грозят уверовавшим в «сладкую жизнь» в Америке.
Фестивальная программа не обошлась без впечатляющих дебютантов – Орена Мовермана и Ким Чи-вуна. Американец Орен Моверман снял чрезвычайно волнующую военную мелодраму «Посланник», в которой главный герой, сержант Уилл Монтгомери выполняет тяжелую миссию, сообщая женам погибших солдат о том, что их мужья больше не вернутся с войны. У южно-корейского режиссера Ким Чи-вуна получилось полновесное жанровое кино с ярким авторским акцентом - лихой безумный вестерн «Хороший, плохой, долбанутый».
Завершает фестиваль радикальная, серьезная и ни на что не похожая картина прославленного азиатского мастера, создателя выдающегося фильма «Олдбой» - Чхан Ук-Пака, - мелодраматический хоррор «Жажда». Режиссер, наложив вампирские мотивы на сюжет классического романа Эмиля Золя «Тереза Ракен», обращается к религиозным темам искупления и спасения души, создает уникальный образный мир, выстраивая многонациональное, сложное пространство, в котором сочетаются различные религии, культуры и эпохи. Фильм уже оценен большинством критиков как вершина кинематографического стиля Чхан Ук-Пака, как лучший фильм всего корейского кинематографа.
Отдельно хочется подчеркнуть весомое присутствие в программе двух российских документальных фильмов. Прежде всего это невероятно потрясающая картина одного из лучших российских документалистов Сергея Лозницы – «Блокада» (2005). Не сомневаемся, что фильм, построенный на уникальном и пронзительном материале – кинохронике блокадного Ленинграда, - станет настоящим откровением и открытием для многих поклонников авторского кино. Без слов, без музыки – только звуки и картины умирающего города, которые оборачиваются запечатленной на пленку летописью, демонстрирующей великое достоинство нации.
Специальное событие 4-го арт-хаус-фестиваля «Кино без границ» - премьера неоднозначной художественно-публицистической драмы «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» и творческая встреча с создателем этой картины Юрием Майбородой. Надеемся, что фильм про конфликт двух гениальных художников и общение с автором поможет нам разобраться в непростых взаимоотношениях режиссера и оператора и откроет правду об истории создания фильма «Сталкер», не посягая на величие Андрея Тарковского.
Вне всякого сомнения, что волгоградские киноманы по достоинству оценят сверхнасыщенную и сильную программу фестиваля. Уловив оптимистическую и жизнеутверждающую интонацию большинства фильмов, получат несомненное эстетическое удовольствие и заряд позитива до следующих наших встреч.