После того как власти объявили «войну» маршруткам в Волгограде, пообещав сократить их на 90%, стало известно, что начался «второй этап» задуманной реформы - теперь чиновники взялись за внутриобластных перевозчиков. Многих объявили вне закона.
Путь «заказан»
На улице Балонина всю минувшую неделю инспекторы ГИБДД и представители транспортных ведомств выявляли маршрутки-нелегалы. Проверяющие ссылались на распоряжение губернатора Андрея Бочарова. Согласно документу те перевозчики, что осуществляют с Балонина заказные пассажирские перевозки под видом регулярных рейсов, должны уйти с этой территории. Однако даже сами пассажиры часто на стороне «нелегалов».
«Живу в Калачёвском районе и в городе бываю по делам часто, - рассказала Ольга Клёнова, сельская жительница. - С автовокзала автобусы к нам ходят редко, график у них неудобный. А мои родственницы и вовсе живут в Клетском районе. Туда без маршруток добраться нереально. Что будем делать, если маршрутки запретят?!».
«Нас действительно «трясут» проверяющие не первый день, - признаётся Алексей Н., водитель одной из маршруток на Балонина. - Но мы не нелегалы! Честно налоги платим, о поездках отчитываемся. А заказные у нас рейсы или нет - какая разница?».
Помнится, минувшей осенью областные власти утвердили снос сорока построек в районе улицы Балонина. Преимущественно это были кассы и офисы транспортных компаний. Заодно должны были прекратить своё существование те маршруты, что не обладали официальными остановочными пунктами, не имели паспортов маршрутов и утверждённого графика движения, а работали по принципу заказных перевозок. С тех пор ситуация на Балонина изменилась мало. И на этот раз водители и владельцы маршруток надеются на авось: потрясут их в рамках очередной волны борьбы с «нелегалами» и отстанут. А если не отстанут? Очевидно, что от любого снижения доступности межрайонных маршруток в первую очередь пострадают рядовые жители области.
Штрафная кара
«С рынка должны уйти перевозчики-«хамелеоны», которые «заказные» по всем документам перевозки делают регулярными и работают вне правового поля, - категоричен Игорь Новиков, замглавы областного комитета транспорта. - И здесь есть большая надежда на действие нового федерального закона о транспортных перевозках. В нём сказано, что использовать для пассажирских регулярных перевозок автобусы без карты маршрута нельзя, это грозит штрафом вплоть до 300 тыс. рублей».
«Бюджет города теряет из-за нелегальных перевозчиков до миллиарда рублей ежегодно, они годами занимают неофициальные парковки, - комментирует Армен Оганесян, активист регионального ОНФ. - За минувший год автовокзал продал билетов на 400 миллионов рублей, а незаконные перевозчики заработали 700 миллионов. Это всё недоплаченные налоги и сборы, это выручка от незаконных билетов».
«Не понимаю причину этой шумихи, если только здесь нет коррупционного интереса, - считает Юрий Белоусов, глава «Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда». - Властям лучше не воевать с перевозчиками, а сказать честно: «У нас нет пока современного пересадочного узла даже в самом центре города, давайте сообща думать, как проблему решить». Наш автовокзал - морально и технически устарел. И расположен на отшибе, куда мало кто может добраться. И если некоторые перевозчики пытаются подхватить пассажиров на более удобных площадках, это плюс. Порядок в первую очередь следует навести с транспортной инфраструктурой. Во всех соседних городах давно возведены современные удобные автовокзалы. Но только не у нас!».