Что ждёт волгоградцев с уходом с улиц маршруток? И через год после начала реализации новая транспортная схема Волгограда вызывает у горожан массу тревожных вопросов. Насколько оправданны эти опасения?
Волгоградские ходоки
В выходные в столицу местные общественники отправили на транспорте в приёмную Президента РФ четыре ящика обращений с категорическим требованием горожан сохранить в Волгограде маршрутки. Всего за неделю собрано порядка 7 тыс. подписей.
Опасения волгоградцев, мягко говоря, очевидны. Согласно озвученным планам властей в течение апреля-мая закроются 87 маршрутов маршрутных такси, плюс к этому «исходу» присоединятся 14 автобусных и два троллейбусных маршрута. Делается это в рамках продолжающейся реализации в городе комплексной транспортной схемы. Лучше ли от этого станет рядовым волгоградцам?
В первую очередь пассажиров пугает ближайшая перспектива очередей на остановках, постоянные неудобства при поездках с пересадками на работу и домой через несколько районов города, что, естественно, скажется на наших кошельках. Не секрет, что существующая сегодня в городе маршрутная сеть трамваев, троллейбусов, автобусов большой вместимости охватывает далеко не все городские магистрали. Привязана она преимущественно к нескольким главным улицам. В то же время окраины города, посёлки и микрорайоны вдали от центральных транспортных артерий годами обслуживали лишь маршрутки. Они брали на борт пассажиров и сновали по таким глухим закоулкам, где никакого общественного транспорта и в помине никогда не было. Что будет с пассажирами, если маршрутки уйдут из таких мест?
- Попробуйте постойте в час пик где-нибудь на «Современнике» либо на Рабоче-Крестьянской, - рассуждает Александр Литвинов, житель Волгограда. - Весь общественный транспорт, включая новые автобусы, сплошным потоком идёт в микрорайон «Тулака», где нет серьёзных транспортных проблем. А к нам на «Нефтяник» либо на СХИ доехать из центра города и сейчас очень проблематично, а после отмены маршруток станет и вовсе невозможно…
Чиновники успокаивают
Транспортные чиновники опасений горожан не разделяют. Это стало понятно из недавнего экспертного обсуждения проблем транспортной схемы с участием ответственных за транспорт чиновников областного и местного ранга. Тон обсуждению задал председатель областного транспортного комитета Игорь Кузюткин, категорично пояснив, что ускоренное введение новой транспортной схемы в Волгограде - не прихоть, а жёсткая необходимость, тесно связанная с международными стандартами транспортного обслуживания ФИФА для городов - участников игр ЧМ по футболу.
«Разумеется, транспортная схема не догма, мы учитываем все замечания», - чуть смягчил тон глава облтранса.
Глава ведомства призвал жителей города активнее заявлять в облтранс и городской комитет транспорта обо всех текущих неудобствах.
Жалобы не заставили себя ждать. На обсуждении присутствовала солидная «делегация» жителей многострадального посёлка Татьянка-1, что на юго-западной окраине Красноармейского района. Поселяне жалуются, что автобусная связь посёлка с центром района становится хуже и хуже с каждым годом. Ни одна из маршруток напрямую в посёлок не заходит, а муниципальный автобус единственного 31-го маршрута ходит до Татьянки несколько раз в день. Вот где, казалось бы, размахнуться организаторской мысли руководства транспортных перевозок, приняв оптимальное для поселян решение. Но, увы, его нет годами. Вероятно, масштабы не те…
Автобус заказывали?
«Экономическая составляющая проблемы посёлка Татьянка весьма сложная, поскольку все автобусы и маршрутки в этом направлении нерентабельны, они не станут возить по несколько пассажиров за рейс», - попытался объясниться с жителями Дмитрий Веркин, глава городского транспортного ведомства. По мнению Веркина, проблему таких окраинных и малонаселённых посёлков можно решить, если на общем сходе посёлка, собрании местного ТОС «под ответственность граждан выработать желательный график автобусных рейсов - с гарантией приемлемой заполняемости». Получается, каждый новый автобус поселяне должны встречать организованной «массовкой». Либо и дальше годами будут вынуждены добираться до благ цивилизации пешком.
По поводу перспектив маршруток городские чиновники говорят вполне определённо - это «тема позавчерашнего дня. В Москве, С.-Петербурге, Сочи вы давно не встретите ни одной маршрутки».
Правда, при этом организаторы почему-то начисто забывают специфику нашего «сверхлинейного» города. Где шестиполосые проспекты сеседствуют с проездами, где даже два микроавтобуса если и разъедутся, то с превеликим трудом.
«Если мы увидим необходимость в каком-либо маршруте микроавтобусов, он будет востребован жителями, разумеется, мы его сохраним», - заверила Наталья Григорян, начальник отдела транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда. Например, по мнению чиновницы, недавно появившиеся маршрутки в посёлке Капустная Балка, что в Кировском районе, и в посёлке Нижние Баррикады на севере города имеют крайне небольшую протяжённость, но прекрасно вписаны в требования новой транспортной схемы.
Организаторы перевозок пообещали, что ещё до апреля, в течение нынешнего месяца, транспортным комитетом совместно с Волгоградским автобусным парком, ПАТП 7 и МУП «Метроэлектротранс» будет разработано единое расписание всего общественного транспорта, которое снимет излишнюю конкуренцию за пассажира там, где она есть.
Увы, но тысячи пассажиров в новой схеме пока смотрятся скорее объектами для рискованных экспериментов. Нужен ли нам, говоря популярной фразой, такой футбол?