Необдуманные изменения в организации движения общественного транспорта Волгограда ещё больше ухудшат ситуацию на городских магистралях. Что предпринять, чтобы поездки в общественном транспорте стали более комфортабельными, а движение на городских дорогах более организованным?
Об этом шла речь на заседании «круглого стола» в Общественной думе Волгограда, которое провела её председатель Ирина СОЛОВЬЁВА, а самыми активными участниками стали индивидуальные предприниматели, занимающиеся транспортными перевозками на основных маршрутах.
Перемены нужны
Спору нет: в организации работы общественного транспорта в Волгограде необходимы серьёзные перемены. Обилие маршруток приводит к чрезмерной перегруженности городских трасс, а подержанные «газели», являющиеся основным видом общественного транспорта, портят внешний вид города, не справляются с пассажиропотоком, да и некомфортабельны для самих пассажиров.
Именно оптимизации движения городского транспорта посвящена деятельность рабочей группы, созданной в Волгоградской городской думе. Среди мер, предложенных этой рабочей группой, - закрытие 32 маршрутов, для 34 маршрутов - изменение схемы движения, у 45 маршрутов предполагается замена подвижного состава. Также планируется заменить более 700 устаревших «газелей» на более вместительные автобусы, а также открыть пять новых маршрутов режима «экспресс» с малым количеством остановок.
Кроме того, городские власти намерены пригласить в Волгоград перевозчиков из Москвы и Санкт-Петербурга, которые обещают предложить горожанам более комфортабельный общественный транспорт.
Тем не менее некоторые из предложенных мер вызвали озабоченность и недоумение у волгоградских предпринимателей, работающих на рынке пассажирских перевозок с конца 1990-х годов и в то время буквально вытащивших город из транспортного тупика.
«Волгоградские перевозчики готовы обновлять транспорт, совершенствовать обслуживание горожан, - заявил Юрий БЕЛОУСОВ, председатель правления Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда. - Но у нас нет никаких гарантий, что, сделав большие финансовые вложения в развитие своего бизнеса, мы не окажемся за бортом после того как нас вытеснят иногородние конкуренты, которым городская власть даст зелёную улицу».
С Юрием Белоусовым солидарна и его коллега, предприниматель-перевозчик Людмила ГРИГОРЕНКО. Она отметила, что изменение схем движения маршруток в центре города, предложенное рабочей группой Волгоградской гордумы, лишь ухудшит ситуацию.
«Перенос маршрута с проспекта Ленина на улицы Советскую и Чуйкова приведёт к появлению дополнительных транспортных пробок, потому что узкие улицы там не приспособлены для интенсивных транспортных потоков», - заметила Людмила Григоренко.
Иной выход разгрузить городские магистрали от засилья маршруток предложил ещё один перевозчик-предприниматель, Валерий АПАРИН.
«Необходимо изменить схему движения областных маршрутов, проходящих через центр Волгограда, - считает он. - Областные маршруты должны уезжать с автовокзала или довозить до городской черты, а не проходить через весь Волгоград».
Толчок к развитию
Смена «газелей» на более вместительные автобусы тоже создаст дополнительные проблемы, полагают волгоградские перевозчики. Во-первых, «газели» более маневренны, что очень актуально на загруженных трассах, а во-вторых, в Волгограде отсутствуют ремонтные базы для автобусов.
Купить более комфортабельные микроавтобусы марок «Форд», «Мерседес», «Ситроен» для волгоградских предпринимателей тоже затруднительно, поскольку банки не дают им кредиты на покупку этих авто даже под высокие проценты. А, например, в Ростове ситуация сложилась значительно лучше, поскольку там власти сумели договориться с банками о льготных кредитах для перевозчиков.
Также волгоградские перевозчики высказали опасения в том, что столичные бизнесмены могут быстро разочароваться в нашем рынке, поскольку не получат ожидаемой прибыли. И не пожелав работать в убыток, покинут наш город.
Вместе с тем волгоградские предприниматели сожалели о том, что рабочая группа Волгоградской гордумы не пожелала услышать эти доводы. И единственным лучом надежды оказались депутаты Общественной думы Волгограда, которые решили обсудить этот вопрос и изучить мнение местных перевозчиков.
«Следует признать, что рынок транспортных перевозок в Волгограде остановился в своём развитии, - отметила председатель Общественной думы Волгограда Ирина Соловьёва. - Между тем только маршрутными такси ежедневно в нашем городе совершается свыше 600 тысяч поездок. И сегодня необходимы решительные меры, чтобы исправить ситуацию. Причём к решению проблемы пассажирских перевозок нужно подходить комплексно. Если просто заменить старые машины на новые, это вряд ли улучшит положение дел. Здесь, как и в решении любой проблемы, касающейся жизни населения, необходим комплексный подход: анализ пассажиропотока, экономическое обоснование эффективности использования транспорта на тех или иных маршрутах и так далее. К сожалению, руководство гордумы этого не учитывает. Короче, перемены нужны, но в результате граждане должны от них выиграть, а не проиграть.
Стоит подумать, нужно ли привлекать неизвестные иногородние фирмы, которые в нашем городе ещё никак себя не зарекомендовали. У нас уже есть местные транспортные перевозчики, которые хорошо себя проявили. Вытеснить их с рынка значит лишить город рабочих мест. Поэтому меры, которые следует предпринять, должны приниматься с учётом мнения самих перевозчиков. Для этого представителя Ассоциации перевозчиков следует включить в состав рабочей группы Волгоградской гордумы, занимающейся оптимизацией движения общественного транспорта».
Ирина Соловьёва также рекомендовала волгоградским перевозчикам предложить свою модель усовершенствования работы общественного транспорта, имеющую серьёзные экономические обоснования.
Для работы над этой моделью в Общественной думе Волгограда решено создать рабочую группу, в которую войдут волгоградские перевозчики. Их предложения будут донесены до руководства Волгоградской гордумы.