3 ноября знаменитый фигурист Евгений Плющенко отметит свой день рождения. Корреспондент «АиФ-Волгоград» посетил детскую школу по зимним видам спорта и узнал, как сейчас в городе воспитывают юных фигуристов, знают ли самые маленькие спортсмены своего земляка и почему Татьяна Скала, первый тренер Олимпийского чемпиона, не любит говорить о своем знаменитом воспитаннике.
Ковырятели льда и прилежные ученики
Около катка «Новое поколение» царит невероятное оживление. Мамы со спортивными сумками в одной руке и детьми в ярких курточках и шапочках в другой спешат на занятия. В холле мальчик лет 5 висит на автомате, наполненном яркими круглыми конфетами, и клянчит сладости. У расписания стоят две мамочки. Одна другой рассказывает, как дочка, малышка в белом пуховике стоит рядом, уткнувшись головой в мамину коленку, учила ее правильно кататься на роликах.
Россыпь детей спешит в раздевалку. Здесь при активной помощи бабушек и мам они надевают тренировочные костюмы и с серьезным видом идут в танцкласс. Прежде, чем выйти на лед, дети разминаются, повторяют за тренером движения. И только после разминки, укутанные в пуховики, они могут выйти на лед.
Карта и адреса катков в Волгограде, где можно покататься на коньках этой зимой →
«Каждый год мы набираем детей 4-5 лет в подготовительную группу, — рассказывает старший тренер Дмитрий Покровский. — Малышей учим правильно падать, держаться на льду. К 6 годам тех, кто успешно сдает вступительные экзамены, принимаем в школу, и тогда уже начинаются серьезные занятия».
На лед неуклюже вваливается толпа малышей из подготовительной группы. Одни сразу ускоряются и летят вперед, другие неуверенно крадутся, держась за край бортика.
«Дети приходят разные, — говорит Дмитрий. — Одни стараются, повторяют за тренером движения, а другим скучно, они могут все занятие бортик протирать, иней собирать. Некоторые лед облизывают, коньком его ковыряют».
Словно в подтверждение слов тренера мальчик в красной куртке упирается в бортик головой и грустно смотрит перед собой, колупая лед коньком.
«Мальчиков, как видите, гораздо меньше, чем девочек, — Дмитрий кивает на каток. — У нас почему-то любят говорить, что фигурное катание – это не мужской спорт. Да, у спортсменов нет ярко-выраженной мускулатуры, но вы попробуйте сделать прыжок в три оборота – там такая сила нужна».
Мало льда
В спортивной школе дети должны заниматься 8 лет. «ДЮСШ по зимним видам спорта» создана только 5 лет назад, поэтому выпускников у нее еще нет. Но уже есть подающие надежды ученики.
«Наш воспитанник Артур Даниелян 30 октября в Сочи вошел в десятку сильнейших Кубка России, — говорит Дмитрий Покровский. — Мальчику 10 лет, он прыгает все тройные».
Тренеры признаются, что не всегда удается удержать спортсменов в регионе, многие талантливые фигуристы уезжают.
Олимпийская чемпионка возглавила детскую школу 17 октября. Елена признается, что на коньках стоит еще не уверенно.
«Когда идут тренировки, я на лед не выхожу, чтобы никому не мешать своим фигурным катанием, — с улыбкой говорит директор. — Но в прошлую субботу, когда здесь проходило массовое катание для горожан, я надела коньки и пошла на лед. До этого я на коньках последний раз каталась в 2006 году. Фигуристы — они такие умницы: когда мимо проезжают и видят у бортика тренера или кого-нибудь из руководства, обязательно делают реверанс. Для меня это было открытием».
Кто такой Плющенко?
Детей на катке «Новое поколение» тренирует и Татьяна Скала – первый наставник Евгения Плющенко и Максима Маринина. Татьяна Николаевна ставит малышей на коньки уже 39 лет и может разглядеть в неуклюжем новичке будущую звезду.
«У некоторых детей есть врожденная способность чувствовать ребро. Мы же не катаемся прямо, вот одно ребро, вот другое — говорит Татьяна Николаевна, закладывая вираж на льду. — Довольно трудно поставить детей на ребро, это надо чувствовать. Помимо этого важно, чтобы ребенок был активным, не боялся льда, был прыгучим и гибким».
Татьяна Скала никогда не тренировала взрослых спортсменов. Она всегда передавала таланты в руки других специалистов, которые и приводили повзрослевших ребят к медалям и славе. Татьяна Николаевна говорит, что считает такую схему работы правильной.
«У каждого этапа подготовки своя методика, подход к детям разный, — поясняет наставник. — Маленьких мы гладим, хвалим, а от детей, которые катаются второй год, мы требуем многого, ведь им надо выступать, готовиться. Я стараюсь научить детей кататься вдумчиво. Не все из них станут большими спортсменами, но все получат заряд здоровья».
В 90-е, когда в Волгограде закрыли единственный на тот момент каток во Дворце спорта, когда Евгений Плющенко уехал тренироваться в Санкт-Петербург, Татьяна Скала стала работать тренером в школе акробатики.
«Первые 2-3 года я даже не смотрела фигурное катание по телевизору, потому что очень сильно переживала, — признается Татьяна Николаевна. — 15 лет на коньках не стояла, пока не открыли этот каток».
«Татьяна Николаевна, а что в субботу будет», — на тренера снизу вверх смотрит большеглазый мальчишка с упаковкой конфет в руках.
«В субботу все по расписанию, — ласково говорит Татьяна Скала, наклоняясь к мальчику. — Это мой хороший ученик Макар, у него сегодня день рождения», — обращается тренер ко мне.
«Макар, сколько тебе лет?», — спрашиваю я. В ответ мальчик показывает 5 пальчиков. Макар не знает, кто такой Евгений Плющенко, но ему очень нравится кататься на коньках.
«Дети – это такой задор, энергия, рядом с ними заряжаешься позитивом, — говорит Татьяна Николаевна. — А вот еще один мой воспитанник. Светлана Геннадьевна, подойдите к нам».
К бортику подъезжает еще один тренер. Светлана Хаблова была в самом первом наборе Татьяны Николаевны. Она признается, что если бы не наставник, не быть ей тренером.
«Закончила институт, на работу меня не брали, а у меня маленький ребенок на руках, — вспоминает Светлана Геннадьевна. — Пришла во Дворец спорта к Татьяне Николаевне и попросила меня туда взять. А когда каток закрыли, пошла работать бухгалтером. Но потом снова вернулась на лед».
Татьяна Скала признается, что не любит говорить о Евгении Плющенко:
«Что было, то прошло. Надо работать дальше, а не жить былыми заслугами. Это было хорошо, я довольна, для души приятно, но на этом нельзя останавливаться. Надо воспитывать других детей».