Примерное время чтения: 7 минут
900

«Нытьём делу не помочь». Экс-мэр Юрий Чехов о бизнесе «по-волгоградски»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Нижнее Поволжье №45 09/11/2016
Максим Гребеньков / АиФ-Волгоград

Почему Волгоград относят к «территории риска» для ведения бизнеса? Куда пропали инвесторы, и зачем предприниматели уходят в тень? О тонкостях бизнеса по-русски «АиФ -  Нижнее Повольжье» поговорил с предпринимателем, экс-мэром Волгограда Юрием Чеховым, который недавно возглавил региональное отделение организации «Деловая Россия». 

Бой с тенью

Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: Недавно вы вернулись с форума «Деловой России» в столице. Обсуждались ли там проблемы бизнеса, которые близки и волгоградским предпринимателям?

Досье
Юрий Чехов. Родился в 1947 году в Сталинграде. Окончил Волгоградский политехнический институт. Был мэром Волгограда с 1991 по 2003 годы, был членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 - 1995). В 1995 году занял второе место на конкурсе «Лучший мэр России», уступив лишь Юрию Лужкову.

Юрий Чехов: У нас одна страна, поэтому и проблемы схожие. Это и вопросы доступности банковских кредитов, внятные правила игры в законодательстве, вопросы выживания бизнеса в новой экономической реальности. Здесь же и кадастровая стоимость земли, которая за последние несколько лет увеличилась в 5 - 6 раз. Это бьёт «под дых» по любому виду бизнеса - строительному, девелоперам, агробизнесу, торговому, производственному. Ведь рост составил 500% - куда же дальше?! 

Опасение вызывают планы государства «поднажать» на налогооблагаемую базу бизнеса, увеличить НДС до 20%.

Но есть и положительные моменты. Так, в июле нынешнего года с подачи главы государства принят закон, который приостанавливает до 1 января 2020 года рыночную переоценку недвижимого имущества в целях налогообложения. По принятому закону база расчёта налога на недвижимость «заморожена» по стоимости по состоянию на 1 января 2014 года до 2020 года.

Сегодня наметился диалог, а не монолог бизнеса с властями. Надавить на бизнес не сложно - увеличить налоги, земельные платежи, обложить бизнес-начинания бюрократическими препонами. Бизнес на это среагирует предсказуемо - уйдёт в тень. Но это путь в никуда.

-  А есть ли взаимопонимание бизнеса и местных чиновников?

У нас традиционно были сильны позиции крупного промышленного бизнеса. Но сегодня часть крупных предприятий прекратила деятельность или ушла из региона. В этом случае должна была вырасти доля малого и среднего бизнеса. А что сейчас у нас происходит? Зайдите в любой крупный торговый центр Волгограда. Часть площадей закрыта. Напоминает кризис 2008 года, но в чём-то жёстче.

Сейчас обсуждается перспективная задумка. Взять десяток местных компаний с прозрачной бухгалтерией, отчётностью, просчитать все затраты и оплаты по налогам, обязательным платежам. Затем сообща выработать те властные решения, что реально облегчат нагрузку на бизнес.  

Операция «ликвидация»

- Городские власти объявили войну нестационарным объектам торговли. Мини-магазинчики, точки общепита, киоски с прессой должны убрать с городских улиц. Всё это во имя ЧМ-2018. Это нормально?

Малый бизнес
Малый бизнес Фото: АиФ

- Если объект годами занимает земельный участок нелегально, не платит налоги, арендные платежи, то это справедливо. Но что касается остальных, то мне не всегда понятна логика таких решений. Тот же киоск с прессой невозможно перенести с оживлённых улиц в глухие дворы, где нет пешеходов, и сказать: «Вот вам альтернатива. Работайте здесь!». Это недопустимо. 

- Недавно в Волгограде обсудили и приняли стратегию развития города до 2030 года. Почему документ не был принят многими предпринимателями всерьёз?

- Без детальной росписи - за счёт каких именно инвестиционных и бизнес-инструментов  двигаться дальше - подобная стратегия останется красивым пожеланием. Это как во времена перестройки известный политический деятель СССР мог пожелать неожиданно, чтобы «наш автопром стал законодателем мировой автомобильной моды». И это тоже были стратегии. Стратегии-утопии.  

Но стоит смотреть на вещи реально - мы город-миллионник, имеющий огромный потенциал - научный, промышленный, людской. Мне как волгоградцу порой обидно становится за наши «рейтинги» то самых отстающих, то самых нищих и депрессивных. Во многом такие «оценки» - лишь отражение нашего собственного неверия в родной город. 

В таких городах, как Торонто, Хиросима, сопоставимых с нами по населению, годовой бюджет выше волгоградского в 15 - 20 раз. Над этим нужно задуматься и работать в данном направлении. Нытьём, пессимизмом делу не помочь. Много ли у нас организовано, открыто в последние годы новых производств? Пальцев одной руки пока хватит посчитать.

Мера ответственности

- Вы как руководитель сформировались в советские годы. Что можно перенять из тех лет в  системе управления городом?  

- В Союзе была отлажена система кадрового лифта для перспективных руководителей. Чётко действовала мера личной ответственности. В Волгограде 8 административных районов. По площади и по численности населения каждый из них - как солидный город. Но районные администрации сегодня лишены полномочий что-либо решать - не могут даже сами определить, когда и где ремонтировать дворы, внутриквартальные дороги, обустраивать парковые и другие общественные зоны. Но власть районного уровня должна играть главную роль в подобных решениях, иначе зачем нам она вообще нужна?

Децентрализации власти на местах и персональной ответственности откровенно не хватает. Современные чиновники много знают, имеют добротный кругозор, но стараются ни за что не отвечать.

- Вы видите те точки роста, с помощью которых можно вывести город из стагнации?

- К Волгограду, что во времена, когда я был главой города, что позже, никогда не было дефицита внимания со стороны инвесторов, в том числе и международных. Нет такого дефицита, уж поверьте моей информированности! Даже сейчас, несмотря на кризис, нет! Нужно городской власти и бизнесу искать общий знаменатель интересов: где что строить, как развивать город? Серьёзно и квалифицированно готовить инвестиционные площадки, земельные участки, развивать технопарки, бизнес-кластеры как зоны интенсивного развития, выдвигать предложения бизнесу. Та же пойма Царицы - великолепный полигон для поиска общих интересов бизнеса и горожан. Масса других примеров. С бизнесом нужно грамотно работать. Тогда у нас всё получится. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах