От новой городской власти люди ждали хотя бы своевременного начала отопительного сезона. Но этого не произошло, надежды не оправдались. В чём же причины кризиса власти?
Об этом мы говорим с известным волгоградским социологом, кандидатом философских наук, экс-вице-мэром Волгограда Виктором ПИЛИПЕНКО.
В ожидании перезагрузки
- Виктор Александрович, от очередной новой власти Волгограда горожане ждали хотя бы своевременного запуска отопительного сезона. А что получили в реальности? Замерзающий город с холодными батареями в домах, мусорный коллапс, сообщения о финансовых нарушениях в землепользовании. Почему всё так неладно?
- Если кто-то из волгоградцев наивно думает, что сложившаяся система управления Волгоградом продержится долго, я вынужден таких людей сильно разочаровать. Нынешний тип управления городом имеет все свойства переходной, заменяемой модели. Возможно, уже в следующем году систему управления городами-миллионниками ждут сильные законодательные потрясения, или, как сейчас модно говорить, «перезагрузка». Местная дума будет формироваться в административных районах города. Сначала именно в районах избиратели будут выбирать депутатов районных дум, а затем избранные депутаты станут формировать из своего состава «общегородскую» думу. В свою очередь гордума будет выдвигать из своего депутатского состава главу города и заключать договор с сити-менеджером.
- Да, но при чем здесь нынешние волгоградские проблемы?
- Всё очевидно. Нынешняя власть в свете подобных перспектив чувствует свою крайнюю эфемерность, шаткость. Вот и ведёт себя тише воды, ниже травы, думая об интересах, перспективах города в последнюю очередь. В таких условиях ожидать от главы Волгограда Андрея Косолапова каких-либо свершений бессмысленно. Заметно и то, что действующий губернатор Андрей Бочаров никаких особых требований и жестких мер к городской власти не применяет и применять пока не собирается. Зачем? Ведь ему пока непонятно, с кем именно, с какими персоналиями придётся иметь дело буквально через год, а кроме того, он ещё толком не разобрался с собственным управленческим аппаратом.
- А по какой логике тогда происходит кадровая перезагрузка областной власти?
- Логики здесь я не вижу. Взять, к примеру, покинувшего на днях свой пост Юрия Сизова. Сизов, безусловно, человек системы. Неважно даже, какой именно системы - «лукойловской», «максютинской», административной. Главное - он, как лакмусовая бумажка, показатель стабильности, устойчивости региональной власти. Сизов неизменно работал там, где была или есть стабильная система власти, он прекрасно знает, как работает административно-бюрократический аппарат. Именно по этой причине увольнение столь опытного аппаратчика можно расценивать как верный признак тревожных внутренних процессов в облправительстве. Соответственно данная рокировка - Юрия Сизова на Александра Блошкина - очередная кадровая ошибка Андрея Бочарова. Очередная - после «шараханья» Татьяны Лебедевой из депутатов в министры, затем снова в депутаты, затем в сенаторы. После скоропалительной «отправки» экс-мэра Ирины Гусевой в депутаты Госдумы, а мало кому известной общественницы Елены Поповой - в сенаторы.
- Полагаете, в таких назначениях нет никакой системы?
- Хуже всего, что кадровая политика Андрея Бочарова с членами пока ещё областного правительства абсолютно непрозрачна. Это плохой знак для всей местной элиты. Региональные чиновники при такой ситуации месяцами пребывают в полной неопределённости, которая уже достигает некоторой степени абсурда. Никто из чиновников не знает, какой статус у него будет завтра.
Вторая особенность действий местной власти не менее тревожная. Это полное отсутствие любых критериев эффективности работы чиновников. С одной стороны, это упрощает исполнение сиюминутных желаний главы региона или даже решение срочных задач. Но с другой - в корне противоречит букве закона. Да, разумеется, губернатор - первое лицо региона. Но это не значит, что исполнительную власть никто не может и не должен контролировать.
Эта ситуация опасна тем, что местные элиты и чиновники неизбежно начнут реагировать на подобный тип управления тихим саботажем, повышенным уровнем подковёрных интриг.
Жонглирование миллионами
- Но ведь Бочаров пришел в регион как антикризисный менеджер...
- Самый верный признак антикризисного управления - наличие чётких программ действий. Но этого нет. Как, впрочем, никакого внятного объяснения не имеет любой новый управленческий шаг губернатора.
- Получается, реформа ради реформы?
- Похоже на то. Вообще, намеченный на ближайшие три года областной бюджет - это скорее бюджет угасания всех сфер нашей жизни. В нём совершенно не просматривается никаких мер оздоровления региональной экономики, поиска дополнительных источников доходов, точек роста. Произведено голое механическое перераспределение доходов и расходов. Плюс лишь в том, что в трёхлетней перспективе заметно снижается госдолг. В 2016 году запланирован даже профицит бюджета в 13 млрд. рублей.
Но исключительно за счёт того, что все расходы будут самым фантастичным образом урезаны - с нынешних 89 млрд. руб. до 57 млрд. руб. в 2016 году. Создаётся впечатление, что таким «крутым» бюджетом Андрей Иванович стремится набрать очки в глазах своего московского начальства. А вот интересы самих волгоградцев, наших региональных отраслей отодвинуты на десятый-пятнадцатый план.
Возьмём ситуацию с «Химпромом». О том, что химкомплекс будет ликвидирован, его собственники заявили в начале года. Губернатор обещал спасти предприятие. И даже сейчас, когда судьба завода окончательно решена, с коллективом никто не пытается объясниться. Людей выставят на улицу, дадут выходные пособия в размере нескольких окладов, и на этом всё.
- И каковы перспективы нашего региона в свете всех этих тенденций?
- Пока что, увы, никаких. Нас, волгоградцев, толкают к тому, чтобы мы жили, вернее выживали, одним днём.