И в разгар кризиса волгоградское «ЦКБ «Титан» остается бастионом экономической стабильности
Руководитель известного далеко за пределами города-героя оборонного «ЦКБ «Титан» член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, академик академии проблем качества Виктор Шурыгин в особом представлении не нуждается. Руководитель и учёный-конструктор Виктор Александрович не первый год уверенно руководит одним из наиболее сложных предприятий отечественной «оборонки», имеющим богатую историю. Здесь создавался и создаётся стратегический оборонный щит страны. У военных специалистов всего мира на слуху высокоточные ракетные комплексы «Точка-У» и «Ока-У», «Искандер», ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь-М», артиллерийский комплекс «Берег» и другое специальное вооружение и техника.
– Виктор Александрович, с праздником вас – Днём машиностроителя! Как настроение
– Спасибо, всё по-боевому. Хотя на самом деле профессиональных праздников в году у нас хватает. День артиллерии, День ракетных войск стратегического назначения, День Российской армии и нынешний День машиностроителя – всё это наши даты, к которым работники нашего ЦКБ имеют самое непосредственное отношение. Таких оборонных производств, как наше, и в масштабах России не столь уж много. Мы работаем, как говорят специалисты, в первой комплектации – разрабатываем не отдельные элементы или узлы, а готовые системы вооружений со всей сложной начинкой, деталями, узлами. Отвечаем при этом за качество буквально каждого винтика.
– Кстати, если уж мы заговорили о датах – в следующем году вашему КБ исполняется 60 лет.
– Будущая дата для нас действительно существенна и значима. В существующем виде наше КБ действует начиная с 1950 года. Хотя наша неофициальная летопись уходит ещё глубже – в 30-е годы. Но во время Великой Отечественной войны подразделения КБ были разбросаны по стране, и только позже были собраны, что называется, в один кулак. Что ещё касается предстоящего празднования… Очень хотелось бы, чтобы наша работа стала гордостью не только одних лишь сотрудников «Титана», завода «Баррикады», но и всех волгоградцев. Помню, когда в 2000 году мы отмечали полувековой свой юбилей, в рамках празднования провели открытый показ образцов боевой техники – «визитной карточки» нашего ЦКБ – прямо в сердце города на площади Павших Борцов. Мне потом сказали, что многие волгоградцы были приятно шокированы, потрясены. Далеко не все представляли до момента экспозиции, что «Тополь-М», «Искандер», «Точка-У» и многие другие сложные, всемирно известные современные системы вооружения родом из Волгограда.
– Праздники праздниками, но мысли о кризисе и прочих экономических трудностях вас не терзают?
– Какой там ещё кризис! Работы сейчас невпроворот, только успевай всё исполнять в сроки. Основной государственный заказ на 2009 год составляет по нашему производству 3 млрд. руб. Это, поверьте, нешуточные объёмы. По масштабам столь серьёзных заказов, могу смело сказать, нам мало ровни среди предприятий Волгограда вообще. Столь высокому уровню ответственности должен соответствовать профессионализм, квалификация всех наших сотрудников. И с этим у нас проблем особых также нет. В общей сложности на нашем предприятии трудится 1150 человек, средняя зарплата по ЦКБ – 30 тысяч рублей. Средний возраст сотрудников – 44 года. При этом треть наших работников – молодёжь до 30 лет. Командированные из Москвы часто изумляются: «У нас в КБ почти сплошь одни пенсионеры дорабатывают последнее, а у вас столько молодёжи во всех отделах и службах». А вы говорите «кризис».
– Получается, на ваше отдельно взятое предприятие возвращаются советские времена, когда масштабы опытно-конструкторской работы превосходили самые смелые ожидания…
– Не совсем так. По сравнению с временами СССР, в особенности последних десятилетий гонки стратегических вооружений, наши нынешние объёмы опытно-конструкторского производства разнятся как 10 к 1. Это были, повторяю, времена холодной войны, не слишком рационального сверхнапряжения усилий огромной державы. Иногда это приводило не просто к поддержанию ядерного паритета с США, но даже и к перепроизводству по отдельным позициям. Именно так произошло, скажем, в своё время с ракетным комплексом средней дальности «Пионер», по классификации НАТО – «СС-20». Понятно, что возврата к тем временам и подобным военным доктринам не будет никогда. Сегодня, например, мы работаем в рамках заказов государственной программы вооружения до 2015 года. Ресурсно и календарно программа далеко ещё не исчерпана. До 2015 года планируется, в частности, в составе сухопутных сил сформировать пять оперативно-тактических бригад на базе наших пусковых установок «Искандер». А это, между прочим, не менее 60 пусковых агрегатов. Наших агрегатов!
– Мускулы – хорошо, а насколько выражена в вашей деятельности конверсионная составляющая? Много ли ваших разработок служат исключительно мирным целям?
– В своё время конверсия нас, конечно же, затронула. Чего только не разрабатывали! Пивовозы и транспортные ёмкости для виноматериалов, сваеустановочные машины, комплексы геодезической подготовки, бетоносмесители и так далее. Многое из этого «конверсионного угара», слава богу, уже в прошлом. Тем более, подобные разработки были малосерийные, особой экономической погоды нам не делали. Что осталось действительно серьёзным конверсионным направлением в нашей работе – так это обеспечение запусков космических спутников на различные орбиты, а также разработка элементов гидросооружений. Многие капитальные объекты вроде Волго-Балта, канала Москва-Волга, нашего Волго-Дона сооружались много десятилетий назад. Проблема в том, что системы этих водных путей создавались разными проектными институтами автономно друг от друга, в комплектации шлюзового хозяйства нет унифицированных элементов. А массовая замена, реконструкция сложных конструктивных элементов гидросооружений неизбежна в принципе. Так что и здесь нам работы, как и в «оборонке», непочатый край.
– В канун профессионального праздника что вы хотели бы пожелать коллегам-машиностроителям?
– Всем, кто трудится в нашем машиностроении, пожелания доброго здоровья, успехов, благополучия в семьях. И твёрдой уверенности, что ваш труд всегда и везде будет востребованным.