Про Семёна Глозмана коллеги говорят, что для этого человека не существует проблем – он их решает. Иначе Семён Моисеевич не стал бы тем, кем является. Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», представитель президента ОАО «ЛУКОЙЛ» по Волгоградской области и ещё десяти российским регионам, депутат Саратовской областной думы, обладатель наград и почетных званий – это всё о нём.
С Семёном Моисеевичем мы встретились накануне его знаменательной даты.
От Саратова до Вьетнама
– Семён Моисеевич, вам исполняется шестьдесят пять лет. И прежде чем продолжить разговор, хотим от души поздравить вас с этим юбилеем.
– Спасибо! Между прочим, в этом году у меня не один, а два юбилея. Родом я из села Вязовка Саратовской области. И в 1963 году поступил в Саратовский монтажный техникум по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин». Таким образом, в нашу отрасль я пришел ровно полвека назад.
– От помощника бурильщика – до крупного руководителя… Пройти такое мало кому удаётся. Вам удалось. Какие вехи этого пути сегодня вспоминаются?
– Когда за плечами немаленькая жизнь, то и вех немало. Вспоминается двухлетняя служба в рядах Советской армии, в войсках ПВО, откуда вернулся с первой правительственной наградой – медалью «За воинскую доблесть». Потом была работа в родной Саратовской области. Здесь же впоследствии получил высшее образование – стал инженером-механиком. Разные организации и разные год от года всё более высокие должности. Накапливался производственный опыт, нарабатывался профессионализм и навыки работы с людьми. И если удавалось чего-то добиться, то во многом потому, что работал в хороших коллективах с надёжными коллегами. Некоторые из них со временем становились друзьями.
С 1984 по 1987 год была Западная Сибирь. В моей жизни это важнейший этап. В Ершовском управлении буровых работ я трудился заместителем начальника экспедиции, заместителем начальника, а потом и начальником специализированного управления ПО «Саратовнефтегаз». В Сургуте во время разработки месторождения «Лянтяевское» состоялось моё знакомство с Вагитом Юсуфовичем Алекперовым. В ту пору он был главным инженером НГДУ «Лянторнефть».
– Чем запомнился будущий президент будущего «ЛУКОЙЛа»?
– Работоспособностью, пунктуальностью, высоким профессионализмом. И, конечно, надёжностью. На его слово можно было положиться.
После возвращения в Саратов и пятилетней работы заместителем генерального директора «Саратовнефтегаза», где я по-прежнему занимался Западной Сибирью, меня в 1992 году направили в Социалистическую Республику Вьетнам. Поиск нефтегазовых месторождений на местном шельфе и добыча разведанных ресурсов – такова была задача совместного предприятия «Вьетсовпетро», в том числе моя как заместителя генерального директора. Вьетнам запомнился тяжёлым, очень влажным климатом и трудной работой, ведь начинали дело практически «с нуля».
После двухлетней зарубежной командировки последовало назначение в Москву – здесь я стал генеральным директором ОАО «Ассоциация нефтеспецтранстехнология». В столице и состоялась моя вторая встреча с Вагитом Юсуфовичем. Как оказалось, он хорошо запомнил меня по работе в Западной Сибири. В 1996 году последовало предложение возглавить ЗАО «ЛУКОЙЛ-Саратов», которое я, конечно, принял. Во-первых, начинать новое масштабное предприятие – это по мне. А кроме того, уже давно тянуло в родные края.
Работа в Саратове – вообще отдельная тема. На этот период выпало немало крупных дел: открытие саратовского нефтяного месторождения «Гурьяновское», создание и разворачивание на территории области сети современных АЗС. Работалось успешно, с полной поддержкой администрации региона во главе с губернатором Дмитрием Фёдоровичем Аяцковым и его первым заместителем Вячеславом Викторовичем Володиным.
Логическим продолжением работы в «ЛУКОЙЛе» стала должность генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». Назначение состоялось в начале «нулевых годов» и стало очень важной вехой в биографии. Наше предприятие занимается поставкой и реализацией нефтепродуктов в целом ряде российских регионов – в Волгограде, Саратове, Астрахани, Ростове, Пензе и других. А я сам, кроме руководства предприятием, являюсь представителем президента компании по одиннадцати территориям страны.
«Можешь помочь – помоги»
– А что это значит – быть представителем президента «ЛУКОЙЛа»? Это привилегия, которой отмечают заслуги перед компанией?
– Ну, если и привилегия, то совершенно рабочая. Институт представителей существует для того, чтобы объединять структуры компании на местах. Независимо от производственной специфики, мы должны выступать единым фронтом. На территориях ответственности задачи представителя президента обширны. Это и участие в разработке политики компании в регионе, и взаимодействие с органами власти на местах, и координация деятельности организаций группы «ЛУКОЙЛ», и многое другое.
Впрочем, есть и привилегии. Это доверие президента компании, это возможность напрямую обсуждать с ним дела и проблемы «ЛУКОЙЛа» на твоих территориях ответственности. И быть уверенным, что тебя услышат.
– Как вы взаимодействуете с главами регионов?
– Важную роль играют личные контакты. Без преувеличения хорошие связи и отношения налажены со всеми руководителями территорий моей ответственности как представителя президента. Постоянно встречаюсь с волгоградским губернатором Сергеем Анатольевичем Боженовым, с главой Саратовской области Валерием Васильевичем Радаевым, с губернатором Астраханской области Александром Александровичем Жилкиным, руководителем Белгородской области Евгением Степановичем Савченко и многими другими руководителями субъектов Федерации.
В общении с главами стало традицией откровенно и заинтересованно обсуждать существующие дела и проблемы. Ведь компания такого масштаба, как «ЛУКОЙЛ», многое может сделать (и делает!) для регионов. Вообще, активное участие в развитии территорий, на которых складывается наша деятельность, – это один из фундаментальных принципов компании. Это система.
– Тема социальной ответственности бизнеса интересует очень многих.
– Это тема многогранная. Как и всякая деловая структура, наша компания стремится к повышению своей прибыльности и росту стоимости своих активов. В то же время извлечение прибыли любой ценой – это не про «ЛУКОЙЛ». Много зарабатывая, компания много и тратит.
Во-первых, речь о стабильном и аккуратном отчислении налогов в бюджеты всех уровней. Во-вторых, мы создаём рабочие места, платим сотрудникам достойные зарплаты и предоставляем социальные гарантии. В-третьих, крупные средства компания ежегодно тратит на поддержку и развитие территорий нашей деятельности. А работают структуры «ЛУКОЙЛа» по всей России. Такова в общих чертах целенаправленная социальная политика нашей компании. Все мы живём в одной стране и, значит, должны помогать друг другу. Только так.
– О масштабах благотворительной помощи «ЛУКОЙЛа» ходят легенды.
– И они недалеки от действительности. Возьмём Волгоградскую область. Я ежедневно рассматриваю десятки писем с просьбами о помощи. Обращаются и отдельные люди, и целые организации. И многие из них получают нашу поддержку.
Например, мы недавно объявили о проведении очередного ежегодного конкурса социальных и культурных проектов. Кстати, десять лет назад идею таких конкурсов предложил Вагит Юсуфович Алекперов. Принять участие может любая общественная или муниципальная организация региона.
В прошлом году победителями стали примерно 150 проектов. Были выплачены гранты на сумму, измеряемую многими миллионами рублей. На эти деньги оборудовались школы и детские сады, проводились экологические работы, создавались спортивные сооружения, печатались книги.
Без преувеличения эти и многие другие добрые, полезные дела были бы невозможны без поддержки «ЛУКОЙЛа», его благотворительного Фонда. Это и есть принцип социальной ответственности бизнеса в действии. Можешь помочь – помоги. Такова позиция компании, и она полностью совпадает с моей личной, человеческой позицией.
Всё успеть...
– Вы руководите крупным предприятием, являетесь представителем президента компании «ЛУКОЙЛ». Как вы всё успеваете?
– По характеру я человек достаточно мобильный и активный. Давно уже привык делить рабочее время между Волгоградом, родным Саратовом, Москвой и многими другими территориями. И, конечно, время в пути зря не теряю: делаю звонки, просматриваю документы, принимаю информацию и отдаю распоряжения. При таком ритме жизни рабочий день и неделя получаются ненормированные, но какого руководителя этим удивишь?
– Получается, что вся жизнь – это лишь работа?
– Ну, если жизнь проходит в труде, а не в праздности – это нормально. Наше поколение работать никогда не боялось, так воспитаны. Однако при всей загруженности нельзя сказать, что жизнь состоит из одной лишь работы.
Самое главное – у меня прекрасная семья. С супругой Верой Ивановной мы прожили 43 года. Воспитали дочерей Инну и Анну, выдали замуж. Что интересно, оба зятя у меня – Игори. Теперь у нас растут внучки Анастасия, Алёнка, Полина и внук Ваня. От души надеюсь в своё время увидеть правнуков.
Есть и увлечение, которому отдал четверть века, – собираю самовары. Самовары, водогрейные приспособления в целом – это интереснейшие, очень своеобразные предметы материальной культуры. В моём собрании есть приборы для приготовления горячих напитков из России, США, стран Европы и Азии, произведённые в разные эпохи.
Конечно, на личные дела и увлечения остаётся не так уж много времени. Тем приятнее ими заниматься, когда появляется возможность, – например, в праздничные дни или во время отпуска.
– В начале беседы мы поздравили вас с юбилеем. В ближайшие дни вам предстоит услышать множество добрых пожеланий от родных, близких, коллег. А что бы вы могли пожелать волгоградским читателям «АиФ»?
– Здоровья, любви и удачи. Ведь если всё это есть у человека, значит, он счастлив.