Примерное время чтения: 8 минут
314

«Укрепили мир. И сэкономили деньги наших детей»

АиФ-Нижнее Поволжье №52 25/12/2013
Фото пресс-службы Президента России / www.кremlin.ru

День России, 12 июня 2013 года. Георгиевский зал, самый торжественный зал Кремля: фанфары, почётный караул, проход лауреатов по красной дорожке под прицелом десятков телекамер, вручение золотых знаков Президентом страны…

Государственная премия Российской Федерации - это наивысшая форма признания заслуг гражданина перед обществом. Поэтому трансляция данного мероприятия уже прочно вошла в ряд немногочисленных в нашей нынешней жизни событий, способных объединять миллионы людей, рождая в них самые высокие патриотические чувства и помыслы. Прежде всего чувство веры в страну, которой даже при всём многообразии проблем удаётся покорять высочайшие вершины научно-технического прогресса. И, конечно же, чувство гордости за соотечественников-первооткрывателей, благодаря уму и труду которых Россия и в наши дни остаётся неразрывна с определением «великая».

Лауреатов 2013 года всего четырнадцать человек. Четырнадцать - из громадной армии работников народно-хозяйственного комплекса гигантской страны. На этой цифре хочется особо заострить внимание для понимания весомости награды нашего земляка - генерального директора и генерального конструктора ОАО «ЦКБ «Титан» Виктора Александровича Шурыгина, удостоенного звания лауреата Государственной премии РФ в области науки и технологий. Значимость этого факта для нас, волгоградцев, приобретает ещё больший вес, когда начинаешь думать о том, что эта Госпремия - единственная для индустриального Волгограда за последние двадцать лет. И оснований к тому, что цифра удвоится хотя бы через десятилетие, в условиях нынешней экономики не так много.

Поэтому, безусловно, вручение Государственной премии Российской Федерации волгоградцу - важнейшее событие уходящего года для региона в целом. В.А. Шурыгин был удостоен её в составе авторского коллектива создателей ракетного комплекса «Ярс».

Сегодня Виктор Александрович Шурыгин - наш гость.

- Виктор Александрович, в своё время в прессе была такая информация: если мощь одной пусковой установки выразить в тротиловом эквиваленте, то это составит 14,5 вагона взрывчатки, составы с которой займут пространство от Москвы до Екатеринбурга, а то и до Барнаула. А для нанесения удара ракеты только с одной боеголовкой потребовалось бы несколько тысяч вылетов бомбардировщиков полка фронтовой авиации и до десяти тысяч полковых реактивных систем залпового огня. То есть совершенно фантастическая мощь, и это речь шла о РК третьего поколения «Тополь». «Ярс» же - комплекс пятого поколения, и можно только представлять, какова его сила….

- Да. Но эта сила создана - особо подчёркиваю - в качестве главного сдерживающего щита страны. Как гарант международной стабильности «Ярс» составит основу ударной группировки Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в ближайшие 30 - 40 лет.

- В журнале «Военное обозрение» один из экспертов оценил ваш труд так:

«Разработчики сэкономили деньги наших детей! Это как Т-34, на который поставили 85-мм пушку и получили новое качество - лучший танк Второй мировой войны. «Ярс» - современное оружие, свидетельствующее о том, что отечественная конструкторская и инженерная школы продолжают традиции отцов. «Ярс» - это платформа для дальнейшего улучшения тактико-технических характеристик и боевых возможностей наших перспективных ракетных комплексов. Поэтому вне зависимости от того, какие системы будут развивать американцы, совершенно очевидно, что Россия будет иметь адекватный военно-технический ответ в виде этих комплексов, которые будут оставаться неуязвимыми. Это действительно труд для всей России»…

- И я не устану повторять, что это труд множества людей. Порядка 800 предприятий участвовало в создании комплекса, тысячи и тысячи специалистов. Поэтому моя благодарность в ответном слове в Кремле фактически была адресована им - работникам нашего ЦКБ «Титан» и всем коллективам - партнёрам нашего предприятия. Особо тёплые слова, конечно, предназначены специалистам «Титана», которые участвуют в создании вооружений для ракетных войск стратегического назначения более четырёх десятилетий. Как сказал в своё время академик Бармин, ракета не полетит без «наземки». А её делаем мы, поэтому такие важные характеристики ПГРК «Ярс» с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24, как высочайшая маневренность, возможность скрытого рассредоточения на больших территориях и ряд других, - это непосредственный результат труда нашего ЦКБ.

- Виктор Александрович, факт получения Госпремии занял свое достойное место в истории «Титана», однако «Ярс» продолжает оставаться главной темой работы ЦКБ нынешнего года - от разработки и создания опытных образцов наземных агрегатов этого комплекса в нынешнем году вы перешли к выпуску серийной техники. И по некоторым источникам, при этом очень преуспели, продемонстрировав прямо какой-то прорыв.

- Мы действительно в нынешнем году показали высокий рост объёмов производства. Гособоронзаказ в целом был увеличен для «Титана» почти втрое, но он выполнен в срок. 21 ноября последние единицы техники ушли по назначению на объекты РВСН в Новосибирскую область и Нижний Тагил. Что важно с точки зрения эффективности производства: все работы произведены без существенного расширения площадей и увеличения численного состава персонала. Даже несколько сократили объём аутсорсинга, расширив на собственных площадях выпуск линейки изделий, традиционно передаваемых для производства партнёрам по кооперации.

- За счёт чего?

- Техническое перевооружение, совершенствование механизма управления - пожалуй, это главная база для роста.

Только в нынешнем году на опытном заводе установлено более 60 единиц оборудования - это современнейшие обрабатывающие центры лучших европейских марок, новейшие станки для сварочно-сборочного участка; оборудование для участков по производству электроаппаратуры и многое другое. Техника нового поколения даёт новый уровень производительности, под неё подтягиваем и уровень специалистов: сегодня на станках с ЧПУ люди с высшим образованием - норма. А поскольку техническое перевооружение ведём уже три года, можно говорить о стабильном и прогнозируемом конечном производственном результате.

- В общем, не случайно независимые эксперты, отвечая на вопрос, кто же из представителей реального сектора волгоградского производства сегодня уверенно держится на плаву, «Титан» называют первым. Вот и на следующий год вашему предприятию предстоит нарастить свои объёмы… Хотя нельзя не заметить, как ревностно некоторые соотечественники относятся к факту существенного роста финансирования оте­чественного ОПК - не наступает ли, дескать, страна на советские грабли? Ваше мнение по этому поводу?

- Либо эти «некоторые» - очень ограниченные люди, либо не хотят видеть очевидного. В начале девяностых нашу отрасль перестали финансировать - можно подумать, все остальные сферы народного хозяйства расцвели пышным цветом… А ведь страна тогда чуть не утратила целый ряд стратегических позиций в области обороны. При создании «Искандера» за целый год ни одного пуска ракеты не могли провести - было же такое время из-за безденежья. Поэтому не понимаю, кому у нас может быть невыгоден тот факт, что страна сумела переломить эту сложнейшую ситуацию. Что год от года крепнет её научно-технический потенциал за счёт модернизации таких высокотехнологичных производств, как «Титан» и другие. В нынешнем году, например, партнёрами ЦКБ были 39 предприятий нашего региона. Об участниках производственной кооперации из других регионов не говорю. То есть отечественная «оборонка» начинает стимулировать развитие целого ряда отраслей - машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, электроники. Уже не веду речь о том, что она в состоянии адекватно отвечать на все потенциальные внешние вызовы России. Гарантирует мир. Сегодня такую гарантию наши «Искандеры» и «Ярсы» дают стопроцентно. Благодаря чему мы, волгоградцы, можем спокойно строить планы на следующий год и перспективу, надеяться, мечтать. Жить, одним словом….

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах