108

Пора растить «своего» туриста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Нижнее Поволжье 10/11/2010

Известный ученый-географ, руководитель регионального отделения Российского географического общества Лилия Деточенко считает: пора прекращать бесконечные рассуждения об уникальных ресурсах края и начать встраиваться в мировую систему турбизнеса.

Юбилей метеорита

«АиФ-НП»: – Лилия Валерьяновна, на заре своего существования Российское Географическое Общество ещё застало времена великих географических открытий. Насколько сильно изменились с тех времён цели и задачи вашей организации?

Лилия Деточенко: – Тогда, в XIX столетии, было много «белых пятен» в географии целых стран и континентов. Сегодня освоенная поверхность нашей планеты изучена достаточно подробно. На первые позиции выходит изучение полярных и труднодоступных мест планеты, Мирового океана. Краеведение, географическое просвещение населения, развитие и пропаганда местного внутреннего туризма, издание популярной и научной географической, краеведческой литературы – вот те направления, над которыми активно работаем. Буквально несколько лет назад организовали празднование необычного юбилея – 80-летия с момента «приземления» в заволжской степи самого крупного небесного тела в Европе – метеорита «Царев». 

«АиФ-НП»:– Что можно исследовать внутри нашего региона? Или всё давно изучено-описано?

Л. Д.: – У нас есть ландшафты особой экологической значимости, например Волго-Ахтубинская пойма, проблематика которой требует всё более пристального внимания, волгоградское Заволжье, долина реки Щербаковки. Много не изученного и в других природных уголках области.

«АиФ-НП»: – Много приходиться слышать из уст наших чиновников об «уникальном туристическом природном потенциале Волгоградской области». Так ли это?

Л. Д.: – У нашего региона есть определённый туристический потенциал. Но я бы не назвала его каким-то особо уникальным, как бы антипатриотично это ни звучало. Преобладающие у нас ландшафты степей, тем более давно преобразованные в искусственные агроландшафты, есть и в других восточноевропейских странах. Но именно эти «не эксклюзивные» живописные степные реки с поймами, обилие солнца, тёплых речных пляжей – та изюминка, что привлечёт к нам не избалованных солнцем и теплом туристов с Урала, из Западной Сибири. Необходимо налаживать организованные потоки именно оттуда, больше работать по рекламированию Волгоградской области с этой целевой группой рекреантов нашей страны. Определённый плюс нам даёт созданная система природных парков, внутри которых сам бог велел развивать экологический экскурсионный и рекреационный туризм – сплав по рекам, организованный отдых на зелёных стоянках, пляжах, кемпингах, экскурсии к отдельным природным и культурным объектам. Но существенный минус – это огромные наши расстояния и высокие транспортные издержки. А ещё недостаток в том, что внутри многих природных парков даже нет приличных дорог, по которым мог бы элементарно проехать экскурсионный транспорт.

Продавцы камня

«АиФ-НП»:  – У нас есть уникальный природный комплекс Эльтон.  Считаете, на этом можно заработать?

Л. Д.: – Разумеется, если приложить к этому хотя бы минимум необходимых усилий, создать инфраструктуру размещения, обыграть какие-то моменты в доставке туристов. Я всегда привожу пример таких стран, как Тунис, Марокко, где бурно развивается аридный экологический туризм, то есть организованное посещение пустынных, засушливых ландшафтов. Фактически там делают сейчас немалые деньги на… песке и на камнях Сахары – организовывают суточные или более длительные туры, доставляя желающих вглубь пустыни на открытом джипе, верблюдах. Но… Сегодня на Эльтоне готовы более-менее цивилизованно разместить от силы 15 человек. А для рентабельности таких экскурсионных поездок нужно как минимум группы в 40 и более человек…

«АиФ-НП»:– Есть ли выход из замкнутого круга: нет туристов – нет инвесторов, потому что нет организованного турпотока?

Л. Д.: – Выход есть, и он, в принципе, лежит на поверхности. Нужно воспитывать своего внутреннего туриста. Здесь, в регионе! У нас по школам, в том числе сельским, много учителей-энтузиастов, которые готовы сами формировать группы из детей, самостоятельно под свою ответственность возить их на экскурсии по всей области – по памятным местам, природным паркам, монастырям. Нужно всячески поддерживать именно такие начинания. У нас нет «культуры семейных путешествий» как таковой. Эту роль могут взять на себя учителя школ при поддержке властей самих педагогов. Необходимо организовывать для учителей, а не только для работников турбизнеса, бесплатные ин­фор­ма­цион­но-рекламные туры по достопримечательностям области, чтобы педагоги знали и видели туристский потенциал нашего региона и были заинтересованы показать его детям. Тогда от внутреннего туризма будут в выигрыше все – наши дети, школы, экономика тех муниципальных районов, где сформируются такие внутренние потоки туристов, принимающие районы, экономика региона в целом.

Сколько стоит «малая Родина?»

«АиФ-НП»:– Не так давно один ваш коллега по РГО выпустил публикацию с интригующим названием «Сколько стоит Родина – Волгоградская область?». Автор утверждает – на каждого жителя региона приходится на несколько десятков миллионов рублей полезных ископаемых. Неужто мы так баснословно богаты?

Л. Д.: – Наш регион, увы, – не Кувейт и не Саудовская Аравии, нефти у нас достаточно немного, глубокая переработка других ценных ископаемых, включая бишофит, не всегда безопасна и сверхприбыльна. Мы, конечно, можем построить ещё не один крупный перерабатывающий комплекс бишофита, оборудовать ещё несколько нефтедобывающих скважин, но особой экономической погоды они не сделают. Во всём цивилизованном мире основа экономики уже давно приходится на внеиндустриальные сферы деятельности – инновационные высокие технологии, науку, образование, туризм в том числе. От этого никуда не деться. Недавний кризис наглядно показал – наши традиционные индустриальные отрасли мало мобильны, инертны, на них нельзя строить экономическую, финансовую основу благополучия региона.

Справка «АиФ» – НП»:

Лилия Деточенко – председатель Волгоградского регионального отделения Русского Географического Общества. Кандидат географических наук. Особое внимание уделяет вопросам изучения отраслей непроизводственной сферы экономики, прежде всего туриндустрии. Автор более 60 научных публикаций.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах