Примерное время чтения: 7 минут
319

Держать всё на своем контроле. Как жильцам дома защитить свои права?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Нижнее Поволжье №50 12/12/2018
Александр Дьяков / АиФ

Каждый из нас хочет, чтобы в многоквартирном доме, подъезде, на придомовой территории царили идеальный порядок и чистота, а услуги по свету, теплу, воде, газоснабжению были качественные. Увы, коммунальная идиллия царит не всегда.

Как добиться от УК, ТСЖ или ЖСК выполнения всех требований и стандартов обслуживания дома и территории вокруг него? Кто из государственных органов контроля - верный помощник жильцам в наведении коммунального порядка? 

Под контролем жильцов

«Важно понять одну простую вещь: главные заказчики и одновременно контролёры сферы ЖКХ - это сами собственники, проживающие в многоквартирных домах. Муниципалитет и органы власти лишь помощники в этом деле, - говорит руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Олег Капустин. - Поэтому комфортная жизнь зависит от самих жильцов, от их активности и желания. Но никогда не нужно бояться отстаивать свои права».

Если ваш подъезд чистится из рук вон плохо, нет смысла писать жалобы в никуда, например, в приёмные партий или федеральный центр. Есть чёткий, прописанный жилищным законодательством алгоритм защиты интересов жильцов. 

«Не убирается подъезд: обратитесь в УК, добейтесь составления акта нарушения качества в оказании услуг; не согласны с оплатой - опять-таки составьте обращение в управляющую организацию и расчётный центр; если вам и там не сумели объяснить правомерность начисления платежа или исправить некачественную услугу - пишите заявление в орган муниципального жилищного контроля, - советуют в региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ. - Наконец, третий уровень жилищного контроля, государственный - инспекция Государственного жилищного надзора в Волгоградской области». 

Договорные отношения

Специалисты ЖКХ советуют: чтобы возникало меньше проблем с качеством жилищных услуг, внимательно изучите содержание договора управления вашим домом. 

«Порой жильцы не знают, что именно написано в договорах управления их домом, а у части домов многоквартирного фонда договоров управления нет годами, и это совершенно недопустимо! - считает юрист-правозащитник Александр Маркевич. - Грамотно составленный договор управления поможет выстроить конструктивный диалог с управляющей организацией. В нём можно, например, прописать такие мелочи, как периодичность уборки придомовой территории, чистки мусорной площадки, порядок использования придомовой территория, частота уборки нежилых помещений подъезда, а также возможность и порядок сдачи подходящих для этих целей нежилых помещений дома в аренду и многое другое». 

Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

А председатель-то липовый!

По утверждению экспертов ЖКХ, действующее законодательство предусматривает жильцам в помощники два уровня контроля над соблюдением жилищного законодательства - муниципальный и государственный. На примере Волгограда: муниципальный уровень жилищного контроля в областном центре представлен муниципальным управлением «Муниципальная жилищная инспекция Волгограда» при органе местного самоуправления. Что касается регионального уровня,  - более 15 лет в Волгоградской области действует инспекция Государственного жилищного надзора. Она контролирует использование и содержание общего имущества в многоквартирных домах, формирование фондов капремонта и его проведение, качество работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, качество предоставления коммунальных услуг, а также оснащение помещений приборами учёта коммунальных ресурсов.

Инспекция тесно взаимодействует с жильцами, решает их проблемы. Так, в 2017 году в адрес инспекции Госжилнадзора Волгоградской области поступили многочисленные жалобы от собственников дома № 17 по ул. Кубанской, что в Центральном районе Волгограда. Жильцы жаловались на плохую работу местного ТСЖ «Замок». По мнению жильцов, руководством ТСЖ игнорируются их интересы, руководство жилтоварищества никогда не отчитывается перед ними о собранных средствах, при этом управляет товариществом посторонний гражданин, никогда не проживавший в этом доме. 

«В отношении ТСЖ «Замок» по обращениям жителей инспекцией проведены проверки его деятельности, - отметили в пресс-службе ГЖИ по региону. - В итоге вскрылись многочисленные нарушения Жилищного кодекса РФ этой организацией. Там неправильно вели список собственников помещений и реестров членов ТСЖ, а должность председателя занимал человек, который вообще не жил в этом многоквартирном доме. На устранение нарушений в данном доме выданы предписания, исполнение которых находится на контроле инспекции Госжилнадзора».

Оперативные проверки по жалобам и обращениям жильцов - не единственный способ защиты прав собственников. Сотрудники региональной инспекции ведут личный приём граждан, в том числе и в районах области, где это зачастую единственный шанс добиться улучшения ситуации в своём доме. 
Во время личного приёма люди часто затрагивают вопросы содержания и ремонта общего имущества, соблюдения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, управления многоквартирными домами, создания и деятельности ТСЖ, качества коммунальной услуги по отоплению, аварийности многоквартирного дома. По всем обращениям проводят  контрольно-надзорные мероприятия, а также даются исчерпывающие разъяснения. 

По словам специалистов Госжилнадзора, ещё один эффективный инструмент наведения порядка - лицензирование управляющих компаний. 

«С помощью лицензирования в Волгоградском регионе формируется рынок добросовестных управляющих компаний, - говорит замруководителя инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области Татьяна Гордеева. - Теперь управляющие организации стали более активно реагировать на жалобы жителей и предписания органов жилищного надзора. Стимулом для этого также послужило нововведение в законодательстве, касающееся  неисполнения одного или двух предписаний, что может повлечь за собой лишение управкомпании права обслуживать тот или иной дом. В частности, если общая площадь исключённых из лицензии конкретной УК или ТСЖ домов превысит 15% от общей площади жилого фонда, находящегося в управлении, лицензия организации будет аннулирована». 

Если одна из коммунальных услуг оказывается с нарушением

1. Вызвать сотрудника управляющей организации для составления акта о ненадлежащем оказании услуги.

2. Составить вместе с сотрудником претензию, потребовав в ней провести перерасчёт за предоставленные некачественные услуги, чтобы вернуть разницу в оплате ненормативной услуги.

3. Если после вашей жалобы в УК услуга не приведена в соответствие с параметрами СанПиН или ГОСТ, направляйте письменную жалобу в муниципальную или региональную жилинспекцию.

Жалоба рассматривается 30 дней со дня регистрации. За это же время сотрудники ГЖИ должны принять меры воздействия на управляющую организацию, например, составив предписание на устранение нарушений. 

Полезно знать

  • Горячая линия по капремонту: тел. (8442) 94-22-78.
  • Записаться на приём в Госжилнадзор можно по телефону: (8442) 35-21-50, 35-21-45. 
  • Интернет-приёмная: https://www.volganet.ru/requests/ 
  • Телефон горячей линии Госжилнадзора: (8442) 30-83-59.
  • Общественная приёмная по вопросам ЖКХ: 
  • Волгоград, ул. Голубинская, 1. Тел. (8442) 35-27-31.
  • Волжский, пр. Ленина, д. 59. Тел.: (8443) 31-24-10, 8-960-886-71-11.
  • Центр информационной поддержки реформы ЖКХ: 
  • Волгоград, ул. Голубинская, 1. Тел.: (8442) 37-39-01, 35-27-32. E-mail: center@gkh-volga.ru.

Материал подготовлен в рамках проекта «Умная коммуналка»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах