Полное название нового проекта - «Архитектурная летопись Царицын - Сталинград - Волгоград». Музей расположился в подвальных помещениях на улице Академической, в бывшем доме купца Шлыкова, ныне одном из учебных корпусов «горхоза».
Погружение в прошлое
В подвальном помещении уютно разместились сотни экспонатов - фотографии, градостроительные планы-иллюстрации, макеты зданий и даже целых кварталов. Только здесь можно увидеть, например, как выглядела площадь Павших Борцов до Сталинградского сражения, когда был не повреждён не только ЦУМ, но и канувшие в Лету «Дом лётчиков», гостиница царицынской архитектуры «Столичные номера»...
Есть фотографии зданий, которых в городе, буквально пропаханном бурными трагическими событиями, увы, давно нет. Например, первое в стране здание цирка с капитальными опорами. Ещё более интересен довоенный Театр тракторостроителей в северной части города. Это было, если судить по фотографии, интереснейшее массивное здание с резными колоннами, портиком, огромным зрительным залом. Говорят, театр проектировали с тем прицелом, чтобы рабочие и инженеры СТЗ смогли знакомиться, не покидая Сталинграда, с постановками лучших театров страны. Удалось даже установить точное местоположение канувшего в Лету храма культуры - левая сторона нынешнего проспекта Ленина километрах в двух от заводской проходной.
«Сама идея музея буквально носилась в воздухе последние 10 - 15 лет, - с вдохновением рассказывает Пётр Олейников, профессор ВолгГАСУ, кандидат технических наук. - В особой степени «вопрос ребром» с музеем встал три года назад, вышла моя книга «Архитектурное наследие Сталинграда». Обидно как-то стало - в книге, изданной небольшим тиражом, содержался богатейший материал. Подумалось: почему бы всё это не сделать достоянием тысяч волгоградцев и гостей города? Думаю, в ближайшее время мы решим с руководством вуза вопрос, как сделать музей доступным для массовых туристов. Поверьте, он того стоит!».
Город в триединстве
Три зала музея оформлены исторически последовательными разделами - по архитектуре Царицына, Сталинграда и Волгограда.
Среди экспонатов зала «Царицын» сразу бросается в глаза капитель - декорированная верхняя часть колонны, столетие назад украшавшей фасад пока неизвестного здания. Предмет архитектурного убранства случайно откопали в одном из двориков центра города. Рядом резные ставенки и наличник жилого дома типичного царицынского обывателя. Здесь же чугунный канализационный люк времён старого Царицына и фрагмент ограды и ныне сохранившегося храма Святого Никиты-исповедника.
«А вот это - гордость всей нашей экспозиции, - профессор Олейников указывает на неокрашенный чертёжный стол. - Он принадлежал главному послевоенному архитектору Сталинграда, народному архитектору СССР Василию Симбирцеву. - Именно за этим столом маэстро архитектуры работал над проектами восстановления разрушенного войной города». Что любопытно - стол сделан руками немецких военнопленных в 1945 году, в послевоенной стране таких «специзделий» массово ещё не выпускали.
На плане центра города середины 30-х годов можно видеть оригинальный корпус Сталинградского речпорта. У наземного двухэтажного здания - необычная судьба. Здание поглотил оползень во время подъёма уровня воды в Волге.
Даже зал о волгоградском периоде архитектуры города не обошелся без раритетов. В нём воссоздали интерьер кабинета заслуженного архитектора РСФСР, почётного гражданина города-героя Ефима Левитана - соратника Симбирцева. В той же последовательности, как в кабинете мэтра архитектуры на улице Мира, расположены мебель, музыкальная аппаратура, настольная лампа, телефон, личные вещи и даже часы, которые до сих пор отсчитывают время. Рядом масштабный макет застройки набережной Волгограда от реки Царицы до Мамаева кургана.
«Подготовка экспозиции к работе позволила приоткрыть завесу над несколькими архитектурными загадками, - улыбается Олейников. - Долгое время не были известны зодчие, проектировавшие одно из красивейших зданий довоенного города - Дом коммунальщика. Уточнены местоположения многих зданий на основе архивных аэрофотосъёмок и планов. А ещё мы настоятельно призываем горожан поделиться с нами своими семейными фотоархивами. Наверняка в кадр частных старинных фотографий случайно попадали интересные здания, объекты, о которых пока знаем мало. Но это лишь пока!».