Волгоград мог отстроиться в форме пятиконечной звезды с лучами высотой в 46 этажей и в виде огромной пирамиды.
Фантастических проектов восстановления города после Победы было множество. Сейчас они хранятся в запасниках музея-панорамы «Сталинградская битва». И лишь малая часть наконец-то выставлена на всеобщее обозрение.
– Авторы этой выставки хотели показать, насколько был силён дух народа-победителя, – говорит заведующая информационно-издательским отделом музея-панорамы Елена Бобылева.
Люди ещё сидели в окопах, а уже рождались проекты возрождения Сталинграда. Один из них прислал в декабре 1943 года фронтовик А. Черкасов. Это город-памятник, заключённый в пирамиду. В основании – транспортный узел выше ГЭС (здесь автор стал провидцем), внутренняя часть города занята производственными и хозяйственными сооружениями, с внешней стороны – жилые и культурные здания. На вершине пирамиды высится аэропорт в виде земного шара. Из него мощная рука поднимает меч со звездой на конце. Вот такая утопия, рождённая гордостью за страну.
В сентябре 1944-го комитет по делам архитектуры при Совнаркоме объявил открытый конкурс на эскизный проект центральной площади Сталинграда с монументом защитникам города. Предложения пошли потоком как от профессионалов, так и от любителей. Пусть ни один проект не осуществился полностью, зато многие идеи, родившиеся во время конкурса, нашли отражение в заново отстроенном городе. Это можно сказать о пропилеях набережной, портиках, колоннах, бульварах и площадях центральной части Волгограда.
Архитектор И. Леонидов предложил создать «Форум коммунистического города в центре Сталинграда». Он виделся автору в виде огромного лёгкого шара, который вращается вокруг Земли. Этот «спутник» – задолго до реального космоса – теперь виден на выставке в музее.
Присылали проекты на конкурс и из-за границы. Французский архитектор Кормье назвал его «Самая крупная победа всех времён». В центре – меч высотой 200 метров, пронзающий немецкую каску. Вокруг – ансамбль из пяти огромных зданий музейного назначения, так что в целом памятник выглядел как звезда.
Другая версия
Оставить нельзя построить
После войны была популярна ещё одна версия дальнейшей судьбы города. Оставить разрушенный Сталинград в назидание потомкам, а город построить в другом месте. Одни архитекторы говорили о заборе, другие – о стеклянном колпаке над руинами.
Почему не получилось? Возможно, тому есть несколько причин. Одна такая: уцелели подземные коммуникации, их жалко было бросать. А главное, люди возвратились на пепелища и стали обустраиваться как могли. Им было не до памятников.