Примерное время чтения: 8 минут
428

#НетНаливайкам. Как в Волгограде борются с пивнушками и почему их так много

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Нижнее Поволжье №42 16/10/2019
Всего за год в Волгограде алкогольных забегаловок стало на 150 больше.
Всего за год в Волгограде алкогольных забегаловок стало на 150 больше. / Олеся Ходунова / АиФ

Город-герой в очередной раз возглавил не самый престижный рейтинг. По данным сервиса 2ГИС, Волгоград лидирует по числу вновь открывающихся алкомаркетов и питейных заведений. Чем это обусловлено и какие факторы влияют на такую нерадостную статистику, разбирался «АиФ»-НП».

Как грибы после дождя…

Согласно исследованию, на сегодняшний день в Волгограде работают 157 специализированных магазинов по продаже алкоголя – на 69% больше, чем в прошлом году, и 566 пивных – на 26% больше по сравнению с ситуацией годичной давности. Ни в одном другом городе страны подобного рода заведения не растут такими впечатляющими темпами. И это – на фоне громких заявлений, что в целом россияне и волгоградцы в частности пить стали значительно меньше. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество употребляемого алкоголя в нашей стране снизилось за 13 лет, с 2003 по 2016 годы, аж на 43%. 

Кстати
Поучаствовать в акции «#НетНаливайкам» может каждый желающий. Высказать своё мнение и сообщить о работе питейных заведений можно, обратившись на горячую линию партийного проекта ЕР «Народный контроль» в регионе по телефону 8-937-082-07-15. Горячая линия работает в будни с 9 до 17 ч.

С этими данными перекликаются и  выкладки Минздрава РФ о том, что количество хронических алкоголиков  снизилось в России почти в два раза. Одновременно Волгоградское управление Роспотребнадзора опубликовало данные, что в нашем регионе людей с диагнозом «хронический алкоголизм» стало меньше на 25% буквально за год. 

«За последние пять лет наметилась совершенно устойчивая тенденция к снижению количества людей, злоупотребляющих алкоголем, – говорит главный врач Волгоградского областного наркодиспансера Лариса Бубнова. – Одна из основных причин – экономическая: люди дорожат работой и не хотят её терять из-за пристрастия к алкоголю. Доля тех, кто зло­употребляет пивом, тоже снизилась. Значительно меньше стало и количество алкогольных отравлений. Что же касается приведённой статистики, то цифры ведь приведены по количеству открывающихся питейных заведений, но никак не по количеству посетителей в них. А будут ли они востребованы – покажет время. Может, они завтра разорятся, не найдя своего посетителя». 

Просчитанные шаги

К слову, именно этот год стал временем активной экспансии на региональный рынок таких крупных федеральных игроков, как «Красное и белое» и «Бристоль». 

Другой вопрос: почему именно сейчас? Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять, что такие игроки не делают ничего без анализа спроса на потенциальном рынке. В условиях реального падения доходов населения одна из первых статей экономии – это отказ от посещения культурных мероприятий, а также ресторанов, кафе и баров. Но при этом большинство людей не отказывается от того, чтобы отмечать те же дни рождения и другие праздники. Просто теперь это происходит не в стенах какого-то крутого заведения, где наценка на алкоголь составляет порядка 100%, а дома, на даче или просто на природе. И спиртное покупается там, где дешевле. 

В свою очередь, дешевле будет именно в специализированных магазинах продажи алкоголя, поскольку за счёт огромного оборота они могут себе позволить существенно демпинговать цены. Даже по сравнению с сетевыми магазинами в алкомаркетах цена на один и тот же алкоголь будет значительно ниже. 

Для тех же, кто всё-таки хочет не просто купить алкоголь, а «культурно отдохнуть в заведении», но где подешевле, в нашем городе и открывается такое огромное количество различных пивнушек, рюмочных и других забегаловок, где продают алкоголь на розлив. Как следует из приведённой статистики, их количество в Волгограде выросло примерно на 140-150 лишь за этот год. 

В шаговой доступности

Сегодня такие заведения открываются почти как аптеки – в шаговой доступности. И чаще всего прямо в многоэтажках так называемых рабочих районов, доставляя множество неудобств жителям города и привлекая пристальное внимание полиции. 

Вопросом питейных заведений в многоквартирных домах и придомовых территориях озаботились и активисты партийного проекта «Народный контроль», присоединившись к масштабной всероссийской акции «#НетНаливайкам». Мониторинг общественного мнения  показал, что жители региона единогласно поддерживают инициативу запрета «наливаек», и сейчас главная задача – это сбор информации.

Если смотреть с экономической точки зрения, то, как говорят специалисты, небывалый рост числа заведений, прозванных в народе «наливайками», вполне объясним – это один из самых простых в организации и быстро окупающихся видов бизнеса. Алкоголь не портится, легко хранится и остаётся востребованным в любое время года. Если речь идёт о пиве, то для его продажи не нужно даже лицензирование.

«Я считаю, что такие люди, называющие себя предпринимателями, просто не думают о будущем, – говорит председатель Волгоградского центра развития и защиты бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко. – Во-первых, потому что с 1 января 2020 г. в силу вступает закон, принятый Госдумой 
24 сентября в первом чтении, об ограничении продажи алкоголя в жилых домах. Согласно нему продажа алкоголя в заведениях общепита в жилых домах разрешается только при условии, что у них в наличии будет зал обслуживания посетителей площадью не менее 20 кв. м. Во-вторых, региональные власти смогут теперь вводить дополнительные  ограничения, вплоть до полного запрета, продажи алкоголя на основании решения общего собрания собственников дома. Но самое главное – люди, открывающие заведения, которые играют на человеческих слабостях и пороках, не думают, какое будущее они создают себе и своим детям. Через наш центр проходит очень много начинающих предпринимателей, мы с ними работаем, помогаем, и я могу точно сказать, что сегодня на рынке есть огромное количество ниш для удачного старта бизнеса, без открытия различных распивочных заведений». 

Предприниматели, полагает Шибченко, должны осознавать все социальные последствия своей деятельности, но рассчитывать только на их сознательность вряд ли стоит. Людей нужно стимулировать к ведению здорового образа жизни. Один из самых действенных методов – экономический. В частности, многие руководители крупных хозяйств на селе стимулируют своих работников на это допвыплатами, премиями и различными льготами. И это становится всё более массовым. А учитывая то, что количество людей, злоупотребляющих алкоголем в нашем регионе, по статистике всё-таки снижается, регулирование алкогольного рынка ужесточается, есть большая вероятность, что резкий рост точек по продаже алкоголя в нашем городе пойдёт на спад. И мы наконец-то возглавим рейтинг самых трезвых городов страны.

Комментарий

Политолог Виталий Арьков:

«Я считаю, что цифры, приведённые 2ГИС, можно считать лукавыми. По нескольким причинам. Главная причина – это то, что Волгоград – один из самых протяжённых городов России. Соответственно, ареал потребителей на каждую точку меньше, и чтобы была окупаемость, нужно открывать несколько точек, желательно в разных районах города, и они небольшие. Цифры учитывают количество, но не учитывали площадь этих точек и их оборот. Второй фактор – это то, что Волгоград – южный город, и у нас тёплый сезон, когда люди выезжают на дачи и турбазы, продолжается с апреля по октябрь и даже ноябрь. Чаще всего это сопровождается покупкой спиртного, и, соответственно, оно закупается там, где дешевле – в этих же самых алкомаркетах. И свою основную прибыль они получают в тёплый сезон, с апреля по ноябрь, а зимой, чтобы как-то сохранить точку, если она в хорошем месте, они переформатируются и становятся небольшими магазинами у дома, где продают продукты повседневного спроса – «кондитерку», снеки, даже молоко, сметану, мясо. Поэтому цифры, приведённые порталом 2ГИС, на мой взгляд, совсем не говорят о том, что пить в нашем городе стали больше». 

Крик души

Жительница Краснооктябрьского района Волгограда Анна Гурьянова: 

«У нас на улице Богунской в нескольких домах «наливаек» штук пять сразу. Сколько людей из-за этого страдает! Вот соседи у нас – молодая пара, двое малых деток. Как открыли тут эту пивнушку, так глава семейства ни одного дня ещё домой трезвым не приходил. Не было бы пивнушки, он бы, может, подумал, идти куда-то за пивом или нет, а уж про водку и говорить нечего. А тут – зашёл, рюмочку выпил, пивом догнался, и всё – жена с детьми пятый угол ищут, сколько раз у меня ночевали. Была б моя воля, позакрывала бы все такие заведения».

Рейтинг трезвости регионов России

Чеченская Республика — 12,78
Ингушетия — 12,82 
Дагестан — 14,18 
Волгоградская область — 24,24 
Республика Калмыкия — 26,49 
Ростовская область — 26,68 
Астраханская область — 28,18
Краснодарский край — 28,47 
Республика Коми — 45,46 
Сахалинская область — 45,88
Ненецкий автономный округ — 46,85
Магаданская область — 46,98
Чукотский автономный округ — 48,14

При расчёте баллов учитывалось число умерших в результате алкогольного опьянения, численность хронических алкоголиков, число преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения и проч. Данные федерального проекта «Трезвая Россия».  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах