На минувшей неделе главный финансовый документ области был принят во втором чтении. Утверждение прошло быстро и на удивление спокойно — ни одна бюджетная строка не вызвала вопросов. Сами парламентарии назвали это закономерным — всё в рабочем порядке, всё по плану. Почему в таком случае с критикой документа выступила прокуратура области, разбирался «АиФ»-НП».
Что в приоритете?
Накануне окончательного голосования по бюджету на стол парламентариев легло письмо от заместителя прокурора области Николая Ерешкина.
В нём была дана оценка проекта бюджета и указаны некоторые строки документа, которые надзорное ведомство считает провальными. Вердикт прокурора был такой: в проект бюджета надо вносить изменения.
Однако на депутатов письмо никак не повлияло: его благополучно проигнорировали, ни одно из замечаний учтено не было. Это вопреки тому, что все они в первую очередь касались социальных вопросов, а ведь главным достоинством нового бюджета, по словам большинства парламентариев, является его социальная направленность.
– Областной бюджет нацелен на повышение качества жизни жителей Волгоградского региона, – вот что обещает спикер Волгоградской областной думы Александр Блошкин. – Очень важно, что при работе над нашим главным финансовым документом были учтены и получили отражение в конкретных бюджетных статьях пожелания и наказы людей.
Вероятно, далеко не всех. Как указал в своём письме заместитель прокурора, в бюджете, например, не учтены интересы граждан по обеспечению льготными лекарствами. Так, для полноценного исполнения всех обязательств требуется более 2,7 млрд руб., а на 2020 год предусмотрено только около 1,2 млрд руб.
На обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджете заложено 220,6 млн рублей, тогда как, по мнению прокуратуры, эта сумма должна составлять в год не менее 6 млрд рублей! То же самое с переселением граждан из аварийного жилья, культурным наследием, дорогами и многим другим.
Как рассчитывали?
– Доходная часть бюджета основана на прогнозе экономического развития, который явно не соответствует действительности, — считает экс-депутат областной думы Михаил Таранцов. – Прогноз предполагает рост производственных показателей по всем отраслям. Откуда такой оптимизм? Заключение контрольно-счётной палаты говорит о том, что всё это не более чем радужные обещания. Возьмём, к примеру, строительство. Объёмы отрасли планомерно сокращаются несколько лет подряд, количество строительных организаций в регионе за год сократилось на 17,5%. Ни один эксперт не видит оснований для роста в 2020-м. То же самое с объёмом инвестиций в основной капитал. Что до социальной направленности, то всего одна цифра. На поддержку молодых инвалидов в трудоустройстве – вы только вдумайтесь! – в бюджете заложено ...50 тыс. руб. Это на всю область! И тут же – субсидирование из бюджета области предприятий, которые строят газовые заправки и занимаются переоборудованием транспорта на газ как вид топлива. С чего вдруг?
Волгоградский аналитик и финансовый эксперт Карен Туманянц более сдержан в оценках:
— Что касается социальной направленности документа, то здесь у меня не возникает вопросов, — говорит он. — Все основные позиции в этом плане отражены. Самые значительные расходы в 2020 году предусмотрены для социальной сферы: на неё отведено 32,3 млрд руб. В топ-3 расходов также включены расходы на образование и здравоохранение. А вот обоснованность указанных в бюджете доходов у меня вызывает вопросы. Я в этом скорее пессимист, чем оптимист. Думаю, реальный объём доходов может быть гораздо ниже.
У многих экспертов вызвало вопросы и то, что депутаты с гордостью объявили бюджет профицитным. Другими словами, доходы в нём превышают расходы. Но можно ли считать документ таковым, если целый ряд статей дефицитные?