Волгоградцы Синцовы путешествуют вольным способом всей семьёй. Экономят деньги и приобретают массу впечатлений.
«Аквастопом» с Тумака
Об автостопе многие хорошо знают, но далеко не все решаются пуститься в путь за сотни, даже тысячи километров, не имея на руках билетов. А вот в семье Синцовых стопперы все: папа Сергей Синцов, руководитель региональной школы автостопа, его супруга Екатерина и сын Елисей, который, как утверждают родители, стал путешествовать вместе с ними по просторам страны едва ли не раньше, чем научился ходить.
Отец семейства увлёкся вольными путешествиями куда глаза глядят ещё со школы. «Мой папа часто брал меня с собой в командировки по стране, – рассказывает Сергей. – А в школьные годы я стал «стопарем» поневоле. 80-е годы, Заволжье, легендарный совхоз «Рассвет». Мы жили и работали в военно-патриотическом лагере. Мне настолько надоел распорядок жизни – днём работа в поле, вечером шагистика на плацу и отдых «по указке и по команде», что я решил бежать. Денег с собой было в обрез – до пристани меня довезла чета дачников на стареньком зелёном «москвиче», ну а на пристани на Тумаке я договорился с командой теплохода о первом в жизни «речном стопе». Позже я узнал, что у такого способа путешествий есть даже специальный термин – «аквастоп». Так и пошло».
Годы спустя Сергей Синцов организовал в Волгограде целую школу автостопа при клубе свободных путешественников «Осень». Не так давно в гостях у волгоградцев побывал гуру российского автостопа – профессиональный путешественник Антон Кротов, в активе которого больше миллиона километров.
Спасся от волков
К своим 40 годам Сергей исколесил немало исключительно на силе человеческого общения до Байкала на востоке, Карелии на севере, Чехии и Словакии на западе. В южном направлении излюбленными маршрутами являются южный берег Крыма и Краснодарский край.
«Есть множество стереотипов и заблуждений относительно сути автостопа, – поясняет Синцов. – Пожалуй, главный из них в том, что путешествие не по билету, а по договорённости якобы и опасно, и рискованно. Ничего подобного! Весь страх перед неизведанным живёт внутри нас самих. Другой живучий стереотип – якобы на карте страны или мира есть целые территории, государства, где водителям категорически не рекомендуют брать с собой попутчиков-«стопщиков». Это полнейшая ерунда. Лично я в равной степени пользовался в путешествиях и крутыми иномарками, и грузовозами, и рейсовыми автобусами. Главное быть доброжелательным, открытым миру, не носить «камень за пазухой», говорить всегда попутчикам и водителям правду о себе, своих целях. И путешествие тогда будет в удовольствие в любой стране и в регионе.
И моего сына такие путешествия тоже сделали коммуникабельным, самодостаточным. Когда Елисею едва исполнился год, он уже имел за своими плечами пять тысяч километров путешествия у мамы-папы на руках либо в специально сшитом для этих целей рюкзаке».
Так называемые экстремальные ситуации в свободных путешествиях – признак крайней безответственности самого путешественника. Один раз накануне старого Нового года Синцов привычным способом путешествовал в Вологду к знакомым. В Ярославской области он вышел по темноте из рейсового автобуса, свернувшего на боковую дорогу, и немного прошел через густой лес. Через какое-то время справа от дороги явственно услышал волчий вой, на него отозвался голосом другой серый хищник слева от дороги. Перекличка волков становилась всё ближе. Срочно стал вооружаться дубьём от сухих веток, подумал даже залезть на ближайшее дерево и там пересидеть до утра. Тут откуда ни возьмись у обочины притормозил фургон с логотипом «Весёлый молочник». Тесного знакомства с волками так и не состоялось.
С будущей супругой Екатериной Синцов отправился в первый «стоп» буквально через месяц после знакомства. Целью путешествия был уникальный черноморский заказник урочище «Утриш». «Там моя супруга впервые увидела светлячков, назойливо-смекалистых енотов, услышала пение южных цикад, – рассказывает Сергей. – Утриш – вообще место реликтовое, уникальное. В социальных сетях я даже в качестве своего места жительства намеренно указал Утриш».
«Главная философия «стопщика» весьма проста, – поясняет Синцов. – Жизнь одна и скоротечна, и прожить её нужно ярко и насыщенно – в постоянном общении с новыми людьми, с природой, с удивительными местами на нашей Земле. Не нужно откладывать все путешествия на некое «потом». Как говорил герой популярного мультфильма, «потома» не будет». Жить нужно здесь и сейчас».
НАШИ СОВЕТЫ
– Автостоп нельзя считать увеселительной прогулкой, подчас на пути подстерегают серьёзные трудности. С собой нелишне брать не только минимум вещей, но и разрешенные законом предметы самозащиты – газовый баллончик или шокер.
– Не следует брать с собой большой багаж: безразмерную палатку и рюкзак с запасом «на все случаи жизни». Достаточно смены белья, минимум предметов личной гигиены. С собой нелишне всё-таки иметь НЗ с энной суммой денег, хотя бы в пару-тройку тысяч рублей на непредвиденные расходы.
– Для привлечения внимания водителей лучше одеваться в яркие куртки или рубашки и футболки. Из еды достаточно бутылочки с водой и пары бутербродов. Желателен достоверный атлас автомобильных и железных дорог той местности, через которые проходит ваш маршрут.
– Во многих городах страны есть сообщества «стопщиков», которые по негласному кодексу смогут приютить вас на пару ночёвок.
– Автомашину для путешествий легче всего «ловить» не в чистом поле, а на бензоколонках и у придорожных кафе, вообще у любого признака цивилизации.
– Начинающим «стопщикам» лучше сразу не прокладывать глобальные маршруты вроде путешествия через всю Европу или Россию по маршруту «Волгоград – Магадан». Отработайте для начала навыки путешествий в пределах региона – до Эльтона, Урюпинска, Ольховки, Серафимовича и так далее.
НАША СПРАВКА
Автостоп зародился в Западной Европе и США полвека назад на заре движения хиппи. Российские «стопщики» основоположником своего движения иногда в шутку называют Михайлу Ломоносова, «тормознувшего» на пути из Архангельска до Москвы рыбный обоз.