Спустя пару часов после страшного известия с Кубани волгоградские блогеры уже кинули клич: записывайтесь в волонтёры, собирайте помощь. Помощь и добровольцы уехали в Крымск ещё во вторник. Теперь они вернулись. Со своими впечатлениями и неприятной правдой о катастрофе.
Трупный запах
Вдохновителем добровольцев от Волгограда был блогер и предприниматель Николай Лукьяненко.
Всего группа составила 17 человек на пяти автомобилях. В команде, средний возраст которой 37 лет, оказались два медика, профессиональный страйкболист, сын силовика, правозащитник, политолог и другие. В Котельникове к группе присоединились казаки. Для поездки у них был «ПАЗик» и куча снаряжения. Вплоть до собственного генератора и армейских ИРП.
Быстро несущуюся колонну тормознули только один раз, но, узнав, куда несётся, отпустили с миром.
Из Крымска волгоградских волонтёров отправили в станицу Нижнебаканскую. Это достаточно крупный населённый пункт в 8 тысяч жителей. До четверга это были единственные волонтёры и просто рабочие руки в полуразрушенной станице. При этом губернские власти уверяли общественность с экрана, что волонтёров пруд пруди и они только мешают МЧС.
– Мы увидели настоящий кошмар, – рассказывает Николай Лукьяненко. – Примерно 40% домов были затоплены. А трупный запах не выветрился до сих пор из одежды и машины. Полузатопленные дома. Но самое страшное – это смотреть на людей. Представьте картину: сидят женщины в ночнушках, видимо, в которых в ту ночь выбежали, измазанные грязью, дети маленькие от трёх до пяти лет, перед ними два закопчённых кирпича, на них чайник с водой из речки, и под него аккуратно запихивают бумажки, чтобы огонь, ни дай бог, не потух. Там гуманитарная катастрофа! Наши медики занимались обходом больных. Поверьте, это страшно – видеть инвалида, лежащего на картонке. Видеть диабетиков, у которых нет инсулина. Позже его купили за свои деньги и привезли волонтёры из Питера. Там были раковые больные, люди с переломом позвоночника. Больных оттуда вывезли только после вмешательства депутата Госдумы Роберта Шлегеля. Очень тяжёлой работой было убирать трупы животных: куры, козы, бараны, чьи тела раздулись от воды.
Когда эмчеэсники спросили, как называется лагерь, волгоградцы ответили – «Сталинград». В среду к «сталинградцам» присоединился питерский отряд.
Про волков
– Нам повезло, – продолжает волонтёр, – команда подобралась отличная. Как будто мы всю жизнь вместе жили. А ведь когда уезжали, один известный волгоградский политик окрестил наш вояж «мародёр-туром». Он здоровый мужик, вот бы его руки там пригодились, так нет, грязью, оказалось, поливать легче. А ещё уроды были среди местных жителей. У человека дом смыло, а у соседа хибара чуть повыше, она уцелела, но он лежит дома на диване, музыка у него играет. А помочь? Нет, пусть другие корячатся. Человек человеку волк.
«Вот вроде человек каждодневно бьёт себя пяткой в грудь по поводу того, как сильно он радеет за счастье народное. А попросишь у него помощи – так он аккуратно отмажется под предлогом того, что не хочет бросать тень на свою кристально чистую организацию», – пишет в своём блоге участник экспедиции, политолог Александр Сайгин. А позже в своём дневнике он описывает, как отдавали последнюю воду два армянина, раздавал еду священник. Много людей хороших. Их намного больше, чем уродов.
«Приезжал канал «Россия». Перед их приездом улицу Чкалова одна машина засыпала щебёнкой. Телевизионщики сняли расчищенную улицу, а репортёр на камеру сказала, что восстановительные работы благодаря МЧС и местной администрации идут быстро и бодро. Ну не скоты ли?» – спрашивает Сайгин.