Детей у Дмитриевых семеро. Фамилии разные, а все равно в Медведице зовут их Дмитриевыми. Для папы и мамы они тем более родные, хотя и приемные. В Жирновском районе 45 таких семей.
Прозрел и услышал
У Галины Борисовны долго не было семьи. В молодости этому мешала болезнь отца. После завала в шахте он потерял зрение, отнялись ноги, пришлось несколько лет за ним ухаживать. Так что вовремя замуж не успела. Однажды услышала, что в Рудне бросили новорождённую.
– Я долго об этом думала. Отец сказал: смотри сама, тебе виднее. Так и взяла Дашу, а через год удочерила.
Второй была Оксана. Девочку кто-то взял под опеку и не справился.
– Привели девочку к нам, – вспоминает начальник отдела опеки и попечительства администрации Жирновского района Светлана Печерская. – В это время по делам зашла Галина Борисовна. Увидела малышку, угостила чипсами. Утром спросила, кто она, выслушала и сказала: «Она моя».
Потом в семью пришли сразу трое: Наташа, Вова и Вадик. Мальчики – родные братья, хоть и разные характером. В Жирновске детдом был, там их и нашли. Затем по очереди появились Саша и Алёна. Саша был незрячий и глухой – такой диагноз поставили врачи. Но здесь у него уход, и питание, и мама с рук не спускала. Оказалось, для лечения первое дело – тепло и ласка, сейчас мальчик видит и слышит. В нём есть что-то азиатское, а вообще не малыш, а прелесть: на щеках ямочки, улыбка загадочная, с мамы глаз не сводит.
– Стою в Волгограде не остановке. Они меня дёргают: «мам! мам!» Один мужчина удивился: все разные. Отвечаю, соседи попались хорошие, помогли. Каждому не расскажешь, что они приёмные.
Во всех делах опорой стал муж. Борис Александрович поздно нашёлся, зато какой умелый и работящий. Трудится водителем, дом начал перестраивать. На ремонт нужно тысяч сто, а где взять?
Старшие дети уже помогают. Оксана с Дашей моют посуду, Вадик в огороде возится. И с такой оравой всюду порядок. А как живётся детям, спросим их самих. Вадим говорит: хорошо, ни с кем не подрался ни разу. «И учится на четвёрки и пятёрки», – хвастает мама. Вова танцор, такие кренделя выделывает! Ещё любит лепить. Девочки уже на танцы ходят. Все красивые, как на подбор. Благодаря соцзащите они сейчас на море.
Ведро борща на обед
То же самое у Носковых из посёлка Медведицкий. Из пятерых детей родили только Арину, четверо – приёмные. Посуды меньше, чем на ведро, нет. Под борщ – на 12 литров, сковородка вмещает бадью картошки, котлеты не считают – просто целая кастрюля. Пельменей съедают сразу три кило, их сами лепят – вкуснее и дешевле.
Славику уже 15, а брали его в Волгоградском доме малютки.
– До того маленький был, в год весил шесть с половиной килограммов. Сейчас самый здоровый в школе, – с гордостью оглядывает рослого парня Татьяна Геннадьевна.
Три с половиной года лежала с ним в нейрохирургии, серьёзные были отклонения. Сейчас комиссию от военкомата на «пять» проходит.
Уже в этом году в семье Носковых появилась Надя, она на месяц старше Славика. До этого жила в детдоме. Все четверо детей стали для неё братьями и сёстрами. У Нади плохо со зрением, две операции сделали. У Алёны отставание в развитии и физические недостатки. Жила в доме, где из еды была одна витаминка, её девочка и вынимала из щели в полу, когда пришли с проверкой. «Поздно начала говорить – но начала же!» – радуется мама. Галю взяли в Калачёвском доме ребёнка, где ее называли «подкидышем».
– Семья интересная, многогранная, – рассказывает председатель ТОСа Тамара Везирова. – Мама – певунья, к ней идут советоваться по житейским делам. Во всём у неё порядок, документы один к одному. Торты печёт – объеденье. Папа тоже трудяга.
И сразу опечалилась:
20 лет составителем на станции проработал – и сократили. 41 год мужику, никому не нужен. Одно утешение – дети. Когда Славик был маленький, папа ремонтировал мотороллер. Разложил инструменты и ушёл к тёще. Возвращается – ни одного ключа. Мальчик их в канализацию покидал, так весело булькали. Девчонки учились сырники жарить – плиту потом еле отскоблили. Сейчас все взрослые, помощники. Славик домовитый и спортсмен. Арина любит с малышами возиться, поэтому её зовут Ариной Родионовной. Галя всеми командует, хоть и маленькая. Младшенькая сама по себе и любит рисовать, все обои размалевала, пришлось менять.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
«Мы закрыли четыре детдома»
Институт приёмных семей в стране и области действует четвёртый год. Заместитель председателя комитета по образованию и науке обладминистрации Елена Логойдо рассказала, что с помощью устройства детей в семьи удалось закрыть четыре детдома, в госучреждениях осталось лишь 14 процентов детей. Но проблемы есть. За прошлый год 160 мальчишек и девчонок вернулись туда, где их брали, но только 15 – по вине опекунов и приёмных родителей. Чтобы не было вторичного сиротства, развивают школу приёмных родителей. Сейчас 35 служб сопровождают семьи, готовые взять детей.