Свобода передвижения. В Волгограде это роскошь, доступная далеко не всем. Особенно нелегко приходится волгоградцам на инвалидных колясках.
Из дома не выбраться
«Бордюры в городе очень высокие, специально оборудованного общественного транспорта или нет, или он ходит редко, — перечисляет проблемы заведующая информационно-методическим отделом общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек» Галина Трубина. — В старых квартирах дверные проемы узкие, на коляске не проехать. Пандусов в городе мало, а те, что есть, в большинстве своем слишком крутые. Мне по такому пандусу тяжело наверх закатить коляску с ребенком, что уж говорить о людях с ограниченными возможностями».
О тех же самых проблемах рассказывает факелоносец Эстафеты Паралимпийского огня, спортсменка Кадрия Афлитонова. Девушка занимается стрельбой из пневматического пистолета, передвигается на коляске и каждый день сталкивается с недоступностью городской среды.
«Я живу на 10 этаже, и в моем доме иногда не работает лифт, — рассказывает Кадрия. — Что говорить о доступности среды, если я даже из дома выбраться не могу».
Город с барьерами
Кадрия считает, что ей еще повезло: у нее есть личный транспорт.
«Если бы не машина, не знаю, как бы я передвигалась, — признается Кадрия. — На общественном транспорте человеку на коляске добраться куда-нибудь практически нереально. Троллейбусов со специальными подъемниками очень мало, низкопольного транспорта тоже немного, да к тому же и маршрут их передвижения неудобный. Можно передвигаться на социальном такси, но у них то бензина нет, то водителей».
Человеку на коляске в Волгограде постоянно приходится преодолевать высокие бордюры и разбитые дороги.
«Даже просто по центру города прогуляться невозможно, — сетует Кадрия. — Надо либо взбираться на бордюры, рискуя упасть, либо объезжать трудный участок по проезжей части, рискуя угодить под машину».
100 килограмм на руках
Людям на коляске тяжело попасть даже в магазины. Мало кто из торговцев стремится оборудовать свои заведения пандусом. Уплатить штраф за отсутствие безбарьерной среды дешевле, чем ее создать.
«Иногда люди идут навстречу. Например, сотрудники НЭТа на руках заносят в здание. Но нельзя ведь постоянно так решать проблему – коляска с человеком может весить до 100 килограммов, — говорит Кадрия. — В Волгограде даже новые объекты строят без учета интересов людей с инвалидностью. Например, глядя на проект реконструкции Центральной набережной, я так и не увидела, где же там можно передвигаться на коляске».
20% доступности
По данным мэрии, в Волгограде только 20% зданий муниципальных учреждений образования, спорта, социально-культурной сферы и структурных подразделений администрации признаны абсолютно доступными для людей с инвалидностью. В 2014 году чиновники обещают ситуацию улучшить. Планируется, что за год 28 объектов социальной сферы и 32 объекта транспортной инфраструктуры (перекрестки, остановки) сделают доступными для людей с инвалидностью. Безбарьерными в 2014 году обещают сделать ДК имени Гагарина, а также ДК в Тракторозаводском и Ворошиловском районах.
«Всего на проведение данных работ городским бюджетом Волгограда предусмотрено на 2014 год 9 миллионов 863 тысячи рублей», - пояснил руководитель департамента муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда Аркадий Грушко.
Центр на отшибе
«Ребенка приходится вытаскивать из коляски и нести около 500 метров. А моей дочери уже 14 лет», — жалуется волгоградка, не пожелавшая представиться.
Вот и получается, что забота о людях с инвалидностью как бы есть, но ее нет. К тому же пандусы и низкие бордюры в Волгограде нужны не только им. Такие устройства облегчили бы жизнь и мамам с колясками, и пожилым людям. Создание доступной среды в современном городе — это признак цивилизованности.