Уже несколько лет в Волгоградской области действует программа «Доступная среда». Каждый двенадцатый житель региона имеет инвалидность. Вот только по-настоящему доступными ни социальные объекты, ни спортивные сооружения для них не становятся. Причину мы выясняли вместе с руководителем Волгоградской Ассоциации незрячих специалистов «Надежда» Татьяной МИХАЙЛЕНКО.
Для «галочки»
- Уже 42 года вы передвигаетесь по Волгограду на ощупь. Тяжело было приспособиться?
- Сначала я ходила только с помощью сопровождающих. И до сих пор в одиночку передвигаюсь только по очень хорошо знакомым улицам, благо офис недалеко от дома. Для меня нет зданий, машин, «вон того дерева». Мои ориентиры - бордюры, повороты, звуки, запахи. Например, у НЭТа всегда слышна музыка. Когда приближаешься к набережной - чувствуешь запах реки…
Но Волгоград в целом не приспособлен для инвалидов. В качестве положительного примера могу привести только библиотеку для слепых на ул. Новороссийской. Тут рядом перекрёсток с занижением тротуара для колясочников, звуковой светофор, направляющая плитка на подходе к нему и поручни. Правда, когда была эстафета олимпийского огня, поручни исчезли. Как сказали в районной администрации, они выглядели неэстетично: кто-то повесил на них рекламный баннер, и они погнулись. И вместо того, чтобы выпрямить, поручни срезали. Чтобы вернуть их, пришлось звонить в прокуратуру.
- Насколько я знаю, в городе действует специальная программа. Судя по цифрам, в 2013 году на установку пандусов и других приспособлений, призванных сделать Волгоград удобнее, было выделено более 5 млн. рублей. Видны ли эти вложения тем, ради кого всё затевалось?
- Эта муниципальная программа называется «Волгоград - город равных возможностей». Да, появляются новые тактильные таблички, звуковые и световые сигналы. Однако есть большая проблема. И власти, и руководители учреждений, и строители забывают о комплексном подходе. Вот, к примеру, оборудованы пандусами здания соцзащиты. Но как до них дойти? Через автостоянки, мусорные контейнеры, по разбитому асфальту? Или сделают у подъезда пандус, а на верхней ступеньке стоит колонна, которую не объехать. Такое выполнение программы для «галочки» жизнь инвалидов не сделает проще!
- Как с этим можно бороться?
- В 2013 году нас впервые допустили на заседания экспертного совета, который занимается проектированием объектов для инвалидов. Мы давали свои рекомендации. В мае-июне будем инспектировать готовые объекты, чтобы убедиться, что всё сделано как надо.
Активность в полтора процента
- Скоро стартуют Паралимпийские игры в Сочи. В Германии спорт для инвалидов проходит под девизом «С больничной койки - в спортзал». А как у нас?
- Только 0,5% инвалидов в России регулярно занимаются спортом - это официальная статистика. В стране мало бесплатных секций, которые могли бы посещать люди с ограниченными физическими возможностями. Волгоград - не исключение. В нашем обществе слепых, к примеру, всего три секции - шашки, шахматы и армрестлинг. Обидно, когда на обычный спорт в бюджете денег хватает, а на спорт для инвалидов - нет.
- В каких направлениях в целом должна идти политика властей?
- В тех же, что и для остальных людей. Все наши права записаны в Конституции РФ. Главное, чтобы их соблюдали. Ведь на деле человеку с инвалидностью тяжелее добиться элементарного. Банки никогда не дадут ипотеку. Отказывают, даже если есть хорошая работа. Плюс отвратительное отношение чиновников на местах. Здесь на всё один ответ - нет денег. Мы не хотим быть особенными. Мы хотим быть такими, как все. Заниматься спортом, зарабатывать себе на жизнь, путешествовать…
Досье
Татьяна Михайленко родилась 23 января 1957 года. Ослепла в 15 лет. Уже имея инвалидность, окончила факультет истории ВолГУ, курсы по психологии и реабилитации. В 1992 году создала волгоградскую ассоциацию незрячих специалистов «Надежда». За 22 года работы организацией реализовано более 25 социально значимых проектов.