Примерное время чтения: 5 минут
553

Зарытые миллионы. Почему забросили строительство канала Волго-Дон 2?

Была стройка – стала помойка

В 1980-х годах в Волгоградской области предприняли попытку создать огромный ирригационный канал для переброски воды из Волги в Дон. Однако строительство продлилось недолго. Через 10 лет работы были свернуты, имущество разворовано, а сам канал стал местом паломничества для туристов-экстремалов.

Заброшенная стройка находится в поселке Ерзовка Городищенского района. Сам канал найти сложно – на картах он никак не обозначен. Лишь изредка можно обратить внимание на обозначения рельефа без подписи названия.

От идеи до запустения

В 1980 году нынешний глава Ерзовского городского поселения Александр Курнаков приехал сюда по приглашению организации, которая осуществляла строительство Волго-Дона 2.

Александр Курнаков приехал работать на стройку, а остался в Ерзовке навсегда Фото: АиФ / Светлана Белодорожкина

«Это была стройка века в каком-то смысле слова, – рассказывает Курнаков. – Очень много было задействовано людей. Работали порядка шести передвижных механизированных колонн, была большая автобаза, крановое хозяйство, подсобное хозяйство, гидромонтаж. Были вахтовые методы работы. Рабочие в основном прилетали самолетами из Молдавии. Стройка шла с восьми утра и до 9-10 вечера».

Сам Александр Алексеевич во время масштабного строительства возглавлял бетонный завод, который поставлял бетон для заливки канала. По его словам, сырья приходилось выпускать в день по 300-400 кубов – такие объемные заливались площади. Масштаб стройки можно оценить и сейчас.

Протяженность Волго-Дона 2 по замыслу проектировщиков должна была составить 64 километра Фото: АиФ / Светлана Белодорожкина

Сметная стоимость, по данным Госкоцерна «Водстрой», на 1990 год составила 279,7 млн рублей, из которых было освоено порядка 141,7 млн. Но все строительство было свернуто в один момент. Как объяснял тогдашний председатель Волгоградского облисполкома Иван Шабунин, решение облсовета о прекращении стройки и приостановке финансирования было принято на основании заключения государственной экспертной комиссии Госплана СССР. Комиссия сочла, что для завершения строительства потребуются слишком значительные капиталовложения, которых РСФСР на данный момент позволить себе не может. Строительство было решено законсервировать. Спустя годы канал пришел в запустение и был вовсе забыт государственными и областными властями. Сегодня о «стройке века» напоминают только разрушенные бетонные плиты, полузатопленная насосная станция да туристы, которые изредка проявляют интерес к такого рода сооружениям советского периода.

Вандалы даже разрушили бетонные плиты, из которых строился канал Фото: АиФ / Светлана Белодорожкина

Наземные клады и подводные тайны

Сегодня упоминания о ерзовском канале можно встретить на порталах, посвященных геокэшингу. Туристы в окрестностях заброшенной стройки устраивают тайники, а потом с помощью спутниковых навигационных систем их находят. На заброшенную стройку наведываются и байдарочники. Часть канала по-прежнему наполнена водой, но добраться до неё очень сложно. Дорога настолько разбита, что несколько километров нужно либо идти пешком, либо ехать на внедорожнике.

От грандиозной стройки остались только котлованы и тонны бетона Фото: АиФ / Светлана Белодорожкина

Планировалось, что подпитывать основной канал будет речка Тархунка, берущая свое начало в Волгоградском водохранилище. Ежегодно она становится местом проведения гонок на внедорожниках – «Ерзовских боев». На вид она не кажется глубокой, но, по словам участников грандиозной стройки, Тархунка в свое время задумывалась как судоходная. А в районе заброшенной насосной станции, в так называемом Зеркальном озере, на глубине можно обнаружить сооружения высотой с пятиэтажный дом и даже башенный кран, который после окончания строительства вандалы пытались украсть, но нечаянно утопили в озере.

Остатки насосной станции. Строительство было законсервировано, а имущество - разворовано Фото: АиФ / Светлана Белодорожкина

«Конечно, если бы строительство было завершено, это пошло бы на пользу поселку, – считает Александр Курнаков. – Дополнительные рабочие места, отчисления в местный бюджет, построили бы детский сад, клуб… Много чего можно было бы сделать».

В 2007 году президент России Владимир Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию предложил проработать вопрос создания международного консорциума для строительства второй ветки Волго-Донского канала. По замыслу проектировщиков, вторая ветка могла бы увеличить пропускную способность Волго-Дона в два раза — до 30-35 млн тонн грузов в год. О продолжении же строительства ерзовского канала сегодня никто речи не ведет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах