Геолог по образованию, Николай Самусь 22 года прослужил в Нижневолжском тресте инженерно-строительских изысканий. Он утверждает, что строительство в Волгограде часто идет в оползневых зонах, поэтому чревато серьезными последствиями.
Опасность на каждом шагу
Идём с ним берегом Волги от русла Царицы к югу. Места красивые, это и манит застройщиков, готовых закрыть глаза на геологию.
– Здесь каждый метр сформирован оползнями разного возраста, – говорит Николай Афанасьевич. – Если не закрепить грунт, процесс будет развиваться дальше.
Угроза не обойдёт стороной ни старинное здание нынешней синагоги, ни недавно построенный одноэтажный корпус. Чуть дальше старый оползневый цирк. В последнее время его засыпали мусором, но это увеличивает нагрузку на склон и создаёт угрозу новых деформаций. А площадку уже огородили под строительство трёх 18-этажных домов.
В семидесятые годы власти выселили людей из опасных зон. Дальше надо было проводить берегоукрепительные работы и уже затем решать, где что строить. На нескольких участках так и сделали, зато многие территории остались пустырями.
Но городская земля теперь в цене, поэтому застройщики добиваются разрешения любыми способами. Чем это грозит, можно посмотреть на улице Пугачёвской в Ворошиловском районе. Пристройка к довоенному зданию всё из-за той же геологии пошла трещинами, а по соседству всё равно начинают возводить 18-этажные дома. Николай Самусь убеждён, что идёт медленная деформация всего склона. Вопрос лишь в том, когда случится катастрофа. Может, через 200 лет, а может – и через 20.
Улица с трещиной
На этой улице недавно сдали 16-этажное здание. Геолог напоминает, что при сооружении высотных объектов инструментальные наблюдения надо вести в процессе строительства, но от них отмахнулись. Необходимо озаботиться противооползневыми работами, потому что перемещение грунта продолжается – об этом говорит углубление в подъездной дороге, уходящее вдаль.
– И строить нужно было не на составных сваях, а на монолитных. Только они могут выдержать горизонтальную нагрузку. Не исключаю, что само здание своим весом сдвинет склон.
Дальше, где строят ещё несколько многоэтажек, то же самое. Ведь в тылу этих домов дорога тоже с уступом, потому что здесь граница медленно развивающегося оползня. «Трещина» идёт от улицы Огарёва до ГосНИИОРХ, но мнение специалистов никого не волнует.
Пусть не столь явная, но всё та же беда поджидает почти на всех склонах балок и оврагов, не говоря уж о правом береге Волги. И это не страшилка, подтверждает главный специалист отдела инженерных изысканий комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Наталья Коробова:
– Угроза оползней в тех местах есть, тем более при таком интенсивном строительстве. Строить в этих условиях можно, но с соблюдением противооползневых мероприятий. Мы рекомендуем их соблюдать.