Хотелось бы начать данную публикацию выпиской из Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Видите, какая замечательная страна, Российская Федерация. Но, несмотря на декларируемые ценности, соблюдение прав граждан остается одной из острых проблем, как в Волгоградской области, так и в стране в целом. Одну такую историю о создании невыносимых жизненных условий сразу для нескольких десятков россиян мы вам сегодня и расскажем.
Было в Волгограде такое предприятие - «Трест «Волгоградмашстрой». Помимо прочего, оно имело на балансе общежитие, расположенное по улице Савкина, 2. Изначально здесь жили условно осужденные, там же располагалась милиция, наблюдающая за ними. Потом комнаты стали выдавать рабочим предприятия, а после развала Союза сюда стали селить беженцев из бывших братских республик. На волне приватизации трест был преобразован в АООТ «Машстрой», а общежитие включено в его уставный капитал и стало собственностью акционерного общества. В начале нового века фирма благополучно обанкротилась, был назначен конкурсный управляющий и для жильцов общежития началась жизнь по новым правилам.
Первые два управляющих не оставили никакого следа в жизни обитателей общежития. Ничем не помогали, но и не вредили. Но потом пришел новый конкурсный управляющий Николай Попов. Вот он уже без всяких сомнений стал заявлять о себе как новый и полновластный хозяин и разрушающегося здания и жильцов в нем.
Первым сюрпризом стали его заявления о том, что здание является частной собственностью, жильцы его арендаторами и, соответственно, должны заключить договор на право съема жилья и платить за свои комнаты. Попов лично обходил своих «постояльцев» в сопровождении вооруженной охраны. В ответ на протесты угрожал выселением. В основном все, конечно, отказывались подписывать бумаги. Тогда энергичная управляющая команда стала идти на различные уловки. Одного мужчину, например, помощница Попова встретила в коридоре, когда тот возвращался с работы и попросила расписаться в каком-то документе, сказав, что это просто формальности. Он не стал вникать в суть и поставил свой автограф. Документом оказался договор об аренде комнаты.
Кстати говоря, в соответствии со статьей 210 ГК РФ и статьей 30 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе и осуществления капитального ремонта общего имущества. О том, как несет это «бремя» Попов, можно увидеть, заглянув внутрь здания.
Условия проживания не соответствуют никаким санитарным нормам. Круглый год в коридорах летает мошка, которая разводится где-то в подвале. Бегают здоровенные крысы. В общежитии вываливаются окна, двери, пожарная безопасность не соответствует никаким нормам. Уже дважды в здании пылал огонь.
«Однажды кто-то из гостей, почувствовав сильный запах газа вызвал МЧС»,- рассказывает Лариса Матвеева, обитательница одной из комнат. - Мы уже к этому запаху давно привыкли и неоднократно сообщали об этом и инженеру начальнику ЖЭУ. Но они на это никак не реагировали. Но вот после сигнала в МЧС, к нам ночью приехали сотрудники аварийной газовой службы. Они посмотрели, что творится на кухне и были просто в шоке. Удивлялись, как мы здесь еще не взорвались. На следующий день я позвонила в газовую службу с просьбой заменить плиту. Но, узнав адрес мне сказали, что ЖЭУ договор на обслуживание не заключало. Общежитие находится в частной собственности и мы должны оплачивать все работы. А это немалые деньги. Пришлось нам самим устанавливать плиту на свой страх и риск. А на кухне пятого этажа огонь вообще горит круглые сутки, поскольку иначе комната быстро заполняется газом».
«А несколько лет назад мы все лето жили без света», - вмешался сосед Ларисы. - Просто в течение долгого времени мы оплачивали коммунальные услуги непосредственно конкурсному управляющему. Однако, впоследствии оказалось, что у нас накопилась задолженность более полумиллиона рублей. Куда эти огромные деньги делись – неизвестно, но до поставщиков услуг они не дошли. А в июле еще и выключалась горячая вода. Нам приходилось нести ведра с кипятком из кухни через весь темный коридор в душевую, чтобы как то помыться».
Сейчас жильцы добились права платить за коммуналку непосредственно ЖЭУ. Теперь с долгами проблем нет, но поскольку здание все же в частной собственности, эксплуатационное управление не отвечает за жилой фонд, хотя жильцы и перечисляют деньги на содержание общего имущества.
Неоднократно различные судебные инстанции уже вынуждали Попова передать жилой фонд муниципалитету. Поскольку здание относится к объектам муниципальной собственности, оно вообще не подлежало приватизации, и ГУ ФРС по Волгоградской области не должно было производить государственную регистрацию права собственности на общежитие.
В первый раз суд арбитражный суд Волгоградской области обязал конкурсного управляющего АООТ «Фирмы «Машстрой» передать безвозмездно в муниципальную собственность спорное общежитие еще в 2007 году. С тех пор судебные процессы ведутся с переменным успехом. В ноябре этого года арбитражный суд Поволжского округа в очередной раз подтвердил права города на это многострадальное здание. Фирма Машстрой была вычеркнута из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и общежитие перешло на баланс муниципалитета. Казалось бы, эпопея завершилась и муниципалитет может заложить в бюджет средства на ремонт имущества? Но нет, теперь Попов просто не подписывает договор акта приема – передачи. Конкурсный управляющий всячески затягивает бюрократическую процедуру, пытаясь выжать из несчастного здания и его жильцов все, что только возможно. Он уже распродал несколько комнат. Некоторые из них переделал в квартиры, присоединив к ним помещения общего пользования.
«У нас умывальники и туалеты находились в двух концах здания. Но еще когда «Машстрой только начал разваливаться, шофер начальника потребовал себе жилплощадь. Мол, я вас возил и днем и ночью, а теперь фирма обанкротится и я совсем не получу жилье Тогда администрация фирма сделала ему из комнаты, где находился умывальник и двух соседних помещений двухкомнатную квартиру. Теперь на нашей половину умывальника нет», - возмущается Оксана Митина, жительница одной из комнат второго этажа. - А потом еще и конкурсный управляющий продал комнату, которая была соединена с туалетами какому-то азербайджанцу. Он поставил там железную дверь и три туалета с нашей стороны оказались заблокированы. Приходилось всему этажу ходить в туалет в одну сторону. А здесь живет порядка двадцати семей. Осталось еще только кислород нам перекрыть».
Конкурсный управляющий не позволяет прописывать родителям прописывать своих детей, даже новорожденных. Вот, например, его ответ на требование о прописке ребенка. «В связи с тем, что вами не заключен договор найма на пользование жилой площадью с собственником помещения, вы в настоящее время проживаете в общежитии незаконно. Поэтому конкурсное производство не может предоставить в УФМС документ, дающий вам и вашему сыну право на вселение и проживание на указанной площади, а тем более на регистрацию».
Обращения в прокуратуру ничего не дают. Там один ответ. Жилой фонд находится в процессе передачи. А насколько еще может затянуться этот процесс никому неизвестно.
На катастрофическую ситуацию в общежитии обратили внимание и общественники. Недавно члены Общественной палаты региона совместно с правоохранительными органами провели там проверку.
«Мы уже составили заключение и направили его мэру Волгограда Роману Гребенникову, а также в общественную палату Волгограда, - рассказал корреспонденту «АиФ-Волгоград» председатель комиссии по общественному контролю и противодействию коррупции при общественной палате Волгоградской области Сергей Числов. Пока они молчат, хотя подобные проблемы находятся в поле их деятельности. Вообще, проблема безопасной эксплуатации зданий и сооружений весьма остро стоит в России. Случаи с жертвами людей насчитываются десятки. Пожар в общежитии в Астраханской области, в республике Коми и самая страшная трагедия за последнее время, произошедшая в Перми. В нашем заключении мы обращаем особое внимание на бездействие надзорных органов. Пожарные службы, газовики, организации, проверяющие состояние самих зданий, несущих конструкций. И самое главное, мы наблюдаем бездействие прокуратуры. Надо было погибнуть десяткам людей в Перми, чтобы прокуратура зашевелилась. В том же общежитии на улице Савкина одна стена фактически рухнула. Единственное, что спасло людей от трагедии, это то, что некоторое время назад сам Гребенников приезжал в тот район. Его случайно увидели жильцы общежития и заставили прийти к ним посмотреть на ужасающую ситуацию со зданием. Только тогда чиновники отреагировали и одну стену в общежитии заменили. Об этом написали в муниципальных газетах, мэр попиарился и все. Но системно решать проблему так и не начали. А ведь подобные ситуации складываются во многих домах Волгограда. Есть такое же общежитие и в Кировском районе и в Тракторозаводском. Что же теперь жильцам этих домов караулить мэра, чтобы к себе затащить?!
Сейчас наша задача состоит именно в шевелении контролирующих структур. Ведь сколько жильцы этого общежития рассылали запросы и чиновника разного уровня от депутатов до мэра и губернатора, и в надзорные органы обращались, и в СМИ. Все бесполезно. Теперь и мы через общественную палату будем пытаться заострить внимание администрации города и области, прокуратуры на этой проблеме. Ведь то, что делает Попов, мне кажется, можно даже квалифицировать как рейдерский захват».
Ну а пока чиновники начнут шевелиться обитатели общежития по улице Савкина продолжают жить под грузом старых нерешенных проблем.
Завершить статью хотелось бы еще одной хорошей строкой из Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)».