17 марта губернатор Волгоградской области Сергей Боженов отметил первую скромную дату – два месяца в кресле губернатора региона. Каких сюрпризов стоит ожидать от него волгоградской элите, и каким образом он может влюбить в себя население Волгоградской области? На эти и другие вопросы главный редактор «АиФ» – Нижнее Поволжье» Татьяна Каминская предложила ответить координатору Клуба экспертов Волгограда, председателю экспертного совета фонда «Новая электоральная политика» Андрею Серенко и политологу Виталию Арькову.
Где найти подвиг?
Татьяна Каминская:
– Два года назад мы с тобой, Андрей, точно так же беседовали на тему первых шагов губернаторства Анатолия Бровко. Помнится, мы разделили всю новейшую историю Волгоградской области на трёх губернаторов. Так, Иван Шабунин был губернатором выживания. Максюта стал губернатором застоя. В Анатолии Бровко мы хотели увидеть губернатора перемен. Но, увы, он стал губернатором нереализованных надежд. Мы ждали от него чуда, а оно не случилось. Теперь этого чуда будем ждать от Сергея Боженова?
Андрей Серенко:
– Боженову гораздо сложнее. Кредит доверия населения выдан ему на гораздо меньший срок. За два года команда Бровко, увы, дискредитировала идею перемен. Жители области разочарованы крушением надежд. Поэтому у Боженова очень мало времени, чтобы расположить к себе население региона. Первые серьёзные испытания для него начнутся осенью. Когда стартуют непопулярные реформы РФ, повысятся цены на бензин, возрастут тарифы на ЖКХ. И, конечно, ему придётся разруливать политический и экономический кризис в городе, который только набирает силу. Своего пика он тоже достигнет именно осенью. Если депутаты городской думы примут решение о выборах этой осенью, то Боженову надо будет определяться по отношению к кандидатам. А это непростой выбор.
Татьяна Каминская:
– Городской кризис – явно не та ситуация, где Боженов может стать героем. Для того чтобы стать народным губернатором, а я считаю, у него есть все шансы таковым стать, он должен совершить подвиг. И желательно не один.
Андрей Серенко:
– Он, я так понимаю, и хочет выглядеть именно народным губернатором. Об этом говорит стиль его общения с элитой, с простыми людьми, умение владеть аудиторией. При этом он крайне дорожит общественным мнением. Чем и отличается от своего предшественника. Будучи назначенным губернатором, Анатолий Бровко уверял, что готов принимать даже самые непопулярные решения и брать всю ответственность за промахи на себя. Потому что у него всего один избиратель – Президент страны. Сергей Анатольевич уже сегодня не желает быть символом непопулярных решений. Он отлично понимает значение рейтингового ресурса. Он входит в число политиков, которые прошли горнило выборов и знают цену народной любви и народной ненависти.
Главная формула возможного успеха - грамотное распределение полномочий и системы ответственности власти. Для того Боженов и формирует правительство Волгоградской области. Это же система делегирования полномочий по текущим и острым проблемам. За них будет отвечать премьер-министр. У губернатора останутся две главные функции - надзирать за выполнением поручений, которые даёт он, и наказывать. Сурово. Опять же, если Боженов хочет стать народным губернатором, нерадивые чиновники должны понести суровое наказание. Для людей важно ощущение справедливости. Именно справделивость сегодня в дефиците у власти.
Виталий Арьков:
– Для Сергея Боженова восхождение на народный олимп может закончиться трагически, если вместо того, чтобы обеспечивать контроль за чиновниками и их наказывать, он начнет их хвалить. Наоборот, люди от него ждут того, чтобы он демонстрировал не только на словах, но и на делах жесткий спрос по отношению к чиновникам. За разносом должны следовать оргвыводы. Увольнение, лишение, возбуждение уголовного дела.
Андрей Серенко:
– У Сергея Боженова есть время для завершения административной реформы. Главное, чтобы он ею не ограничился.
Элита как болото
Татьяна Каминская:
– В первые недели в Волгограде Сергей Боженов заявил о том, что готов посадить за стол переговоров все местные группы по интересам, которые он категорически не желает называть элитой. Для него это группы по интересам. Его последующие действия, на первый взгляд, подтверждают намерения. Губернатор идёт навстречу, всем пожимает руки и обещает свою поддержку. Но, зная менталитет волгоградских политиков, подозреваю, что миром дело не кончится. Представители элиты начнут друг друга жалить и сживать со свету.
Андрей Серенко:
– Волгоградскую элиту стравливать нет нужды. Она сама друг друга съест. Наша элита - это болото, на котором очень много маленьких кочек. На каждой кочке сидит лягушка и кричит, что она самая крутая. Что она хозяйка болота. При этом все они сидят на одинаковых кочках. Болото не высыхает, чтобы превратиться в благодатную почву. И не превращается в море. Ничего не происходит, никакого движения. И лягушки, если дружат, то чаще друг против друга.
Сергей Боженов будет пытаться дисциплинировать волгоградскую элиту. Будет проводить своеобразный аудит, выясняя, за кем какие ресурсы стоят. И материальные, и электоральные, и информационные. Он – политик-прагматик. В его команде не нужны люди-скандалисты. При этом его задача – не допустить ухода в оппозицию людей, у которых есть соответствующие ресурсы. Ресурс должны работать на его команду, задача которой - мотивировать успех.
Татьяна Каминская:
– Об этих тонкостях волгоградской политики говорил экс-вице-губернатор Олег Матвейчев, который постоянно сетовал на невозможность договариваться с представителями местного олимпа. Всё недоумевал: «Сначала пожимаем друг другу руки, договариваемся о взаимодействии, после чего человек исчезает. А потом выясняется, что он переговорил с Пупкиным, Ивановым, Сидоровым, и те посоветовали ничего не делать. Чтобы это не повредило… делу». Боженову сложно будет побороть менталитет отдельных чиновников, депутатов и других сильных мира волгоградского.
Андрей Серенко:
– Я скажу больше. Один депутат Госдумы начинал политическую карьеру в Ростове. Давно живёт в Волгограде, но до сих пор не может привыкнуть к местным нравам. В Ростове оппоненты морды набьют друг другу, обматюкают по-страшному. Сядут, помирятся, выпьют – и дело сделают. В Волгограде не подерутся, чай попьют, поцелуются. Но стоит повернуться – как тебе нож в спину воткнут.
Виталий Арьков:
– Да, за волгоградскую державу обидно. Пока губернатор демонстрирует всеобъемлющую любовь ко всем группам по интересам. Но длиться бесконечно это не может. Кто-то останется, кто-то обидится. Сегодня в среде волгоградской элиты часто можно услышать фразу: «Я договорился с Боженовым. Он мне дал карт-бланш». Но мы же понимаем, что не всем будет дано право воспользоваться этим шансом. Уже сегодня появляются обиженные. Чиновники, депутаты, бизнесмены. Те, которые считали себя достойными кадрам на место премьера, министров.
Или провал, или успех
Андрей Серенко:
– В разных регионах есть группы интересов, завязанные на консолидации, на достижении каких-то определенных целей. В Волгограде за последние два - три года прошел процесс атомизации, распада единого политического пространства. У нас всегда было много групп влияний, теперь их стало еще больше. Они выражают только собственные интересы мелкого личного бизнеса. Большинство людей идёт во власть с одной целью - обеспечить функционирование своего бизнеса. Других целей нет. А значит, смею предположить, с Боженовым им не по пути. Губернатору нужен успех. Ему нужен прорыв. И не с этими людьми.
Татьяна Каминская:
– Боженов – перфекционист, ориентированный на успех. Он должен показать и доказать Москве, что она не ошиблась с выбором его кандидатуры. Должен доказать губернатору Астрахинской области Жилкину, что он сделает Волгоград лучше Астрахани. Это то качество, которое выгодно отличает его от предшественников. Максюта и Бровко не были ориентированы на достижение успеха. Их интересовало только удержание достигнутого результата.
Виталий Арьков:
– Заметьте, что на встречах с населением он себя чувствует легко и свободно в любой аудитории. Будучи экстравертом, создаёт ощущение рубахи-парни. На самом деле он очень скрытный человек, который предпочитает до последнего скрывать свои намерения.
Андрей Серенко:
– Главная проблема Максюты и Бровко в том, что в их правление так и не сложилось практики привода в регион больших финансовых средств. Как это мы наблюдаем на Ставрополь, в Калмыкии, Ростове, Краснодаре. У нас нет сильных волгоградских лоббистов в Москве. Такую работу по созданию лобби успешно начинал Иван Петрович Шабунин. Ему просто не хватило времени для того, чтобы завершить этот процесс. Потом пришел Николай Максюта. Его эпоха обернулась колоссальным застоем и годами упущенных возможностей – это факт. При Бровко ничего не изменилось. Все инвестиции оказались только на словах и в оптимистичных докладах чиновников.
Для того, чтобы сдвинуть область с мёртвой точки, Боженову потребуется сделать невозможное – заставить поверить инвестора в будущее региона. Завести в область большие деньги извне. Отсюда поиски членов его команды, которые должны будут приворожить Волгограду деньги.
Как сосед соседу
Татьяна Каминская:
– Итак, подведём некоторые итоги. Пока над губернатором Сергеем Боженовым небо безоблачно, кредит доверия населения высок. У него есть шанс стать народным губернатором, если помимо административной реформы, создания правительства и правильного распределения полномочий он решит ещё одну проблему – приведёт к единому целому волгоградскую политическую элиту, которая будет работать не на собственный карман, или не только на собственный карман, но и ради интересов всего региона.
Виталий Арьков:
– Для того чтобы стать волгоградцем, ему надо сильно поменяться. Для этого недостаточно только дом построить. Это жильё должно стать для него родным. Он должен хорошо узнать своих соседей и поддерживать с ними дружеские отношения.
Андрей Серенко:
– Он станет народным губернатором, если научится делать правильные выводы и слышать людей. Боженову пора перестать сохранять нейтралитет по отношению к городскому кризису, который набирает силу. И если он несколько раз заявлял о неэффективности существующей власти в Волгограде, за оценками этих процессов должны следовать выводы. Тогда это будет справедливая власть.