Водителями такси, автобусов, трамваев и троллейбусов не могут быть люди, имеющие непогашенную или не снятую судимость, решили депутаты Госдумы. Их поддержали в Совете Федерации. В числе разработчиков – законодатель от Волгоградской области Евгений Москвичёв.
Речь идёт о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе, предусмотренных законодательством государств – членов Евразийского экономического союза. Как будет реализован закон на практике, разбирался vlg.aif.ru.
Пять насильников, девять убийц
Перечень преступлений, указанных в законе, составлен с учётом пожеланий правоохранительных органов и статистики Минюста России о количестве осужденных и рецидивах за пять лет.
Согласно данным министерства, больше 40%, осуждённых за убийство, имели к этому времени иную судимость. Среди попавших в колонию за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью эта судимость стала второй для больше чем 60%. Осуждённых за похищение человека, грабёж и изнасилование таких – около 50%. За разбой – около 70%. За теракт – 20%.
По данным пятидневного обследования в Москве были выявлены водители, привлекавшиеся к уголовной ответственности:
- за убийство – девять человек;
- за захват заложников – двое;
- за изнасилование и насильственные действия сексуального характера – пятеро.
«С этой точки зрения я совершенно согласен с законодателями. Неизвестно, чего можно ждать от людей, которые уже прежде совершали преступления. Разумеется, их опасно допускать в сферу услуг, тем более, в такси, когда водитель и пассажир остаются один на один», – поделился своим мнением с vlg.aif.ru председатель регодтедения организации «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян.
Но есть и другая сторона вопроса. Далеко не все, кто был осуждён даже по тяжким статьям, вновь совершают преступления. Случается, что нарушение закона – горькая ошибка, за которую приходится расплачиваться на протяжении долгих лет. И ограничивать таких людей в праве на трудоустройство, лишая их возможности достойного заработка, несправедливо, убеждён Оганесян.
Не сорить!
Стычки между пассажирами и таксистами, увы, не редкость. Случается, они заканчиваются трагически. Пожалуй, самым нашумевшим за последние годы в Волгограде стало дело водителя, который расправился со своим клиентом из-за его неаккуратности.
Пример, впрочем, не вполне удачен – в данном случае таксист не был прежде судим. Это убийство стало первым его преступлением. Однако имея судимость за умышленный тяжкий вред здоровью, в результате чего скончался человек, сегодня он уже не смог бы работать в качестве водителя в общественном транспорте.
Волгоградцы, обсуждающие эту ситуацию, разошлись во мнении. Одни замечали, что клиент, который платит, имеет право «заказывать музыку». Другие советовали: садишься в такси – не возмущайся и не веди себя как в собственном автомобиле. Не понравился водитель – поставь ему в приложении оценку похуже, в следующий раз задумается – стоит ли позволять себе лишнее.
Кто кого?
Таксистам ксатти от пассажиров в Волгограде достаётся значительно чаще. В минувшем январе мужчина напал на подвозившую его женщину. Поездка была долгой. Когда машина добралась до конечной точки, водитель намекнула, что неплохо бы расплатиться. Клиенту это не понравилось, он схватился за нож.
На крик женщины подбежали молодые люди, находившиеся неподалёку. Они вызвали скорую и скрутили прежде судимого волгоградца. Одинокая мать троих детей провела в больнице немало времени. И ещё неизвестно, как справится с психологической травмой.
Уже в мае аналогичная история случилась с другим 33-летним водителем. Его пассажир также не захотел рассчитываться за поездку. Выйдя из машины, он и двое ожидавших его друзей избили таксиста так, что тому пришлось наложить на голову пять швов. В отделении нейрохирурги его долго кормили через трубочку. Обидчиков задержали сотрудники полиции.
Неглубоко копали
Впрочем, дело не в том, в чью пользу счёт в противостоянии водителей и пассажиров. Вопрос в том, как будет реализован закон. В случае с водителями автобусов, троллейбусов и трамваев всё понятно: в этих организациях есть отделы кадров, которые вправе собирать информацию о своих сотрудниках. И коль уж законодатель настаивает, чтобы водители предоставляли справки об отсутствии судимости, требование будет исполняться.
Что касается таксистов, у них сегодня, по сути, нет работодателей как таковых. По крайней мере это касается Волгограда. Одна из бизнес-единиц «Яндекса» – «Яндекс.Такси» – предлагает лишь услуги агрегатора, помогая водителям найти пассажиров, а пассажирам – водителей, которые довезут их до точки назначения. Даже в тех случаях, когда заказы по-старинке принимаются по телефону, а не через приложение, клиент обычно разговаривает с роботом.
За разъяснениями vlg.aif.ru обратился в пресс-службу «Яндекс.Такси», однако ответа не получил.
«Даже если эта компания назовет обязательным условием для сотрудничающих с ней водителей предоставлять справку о наличии судимости или возбуждённом уголовном деле – насколько это требование будет законным? На мой взгляд, законодатели, в числе которых и наш земляк Евгений Москвичёв, недостаточно глубоко изучили вопрос, прежде чем принимать закон. Он нуждается в обсуждении с участием экспертов и дальнейшей доработке», – считает Армен Оганесян.