У меня все знакомые автомобилисты обсуждают, что с машинами скоро станет совсем плохо, поставок почти нет. Это правда? И что ждёт волгоградский автомобильный рынок?
А. Аникеев, Волгоград
На вес золота
Последние месяцы действительно поставили в тупик те волгоградские семьи, где собирались покупать первую машину или поменять имеющуюся на модель получше. Некоторые мировые автоконцерны покинули российский рынок, а на оставшиеся иномарки локальной сборки произошёл существенный рост цены.
Теперь одни стремятся успеть купить хоть что-нибудь, другие существенно пересматривают бюджет и прикидывают, стоит ли связываться с подержанным транспортом, а третьи пытаются убедить себя купить другую марку автомобиля вместо планируемой.
– Самое обидное, что вся эта ситуация сказалась на рынке подержанных автомобилей и запчастей, – переживает автомобилист с 25-летним стажем, житель Среднеахтубинского района Михаил Богданов. – Цены на б/у авто заметно выросли, ремонтировать же стало не просто дорого, а очень дорого. Оригинальные запчасти попросту не поставляют, а цены на остальные – это космос. Мне недавно пришлось ремонтировать двигатель, так что знаю, о чём говорю.
– Планировал поменять свой автомобиль на более свежий европейской марки, но теперь нахожусь в подвешенном состоянии, – делится житель Дзержинского района Волгограда Андрей Семёнов. – То авто, которое я хотел, теперь не по карману. А моя машина сыпется с каждым днём.
Железный дефицит
Эксперты в один голос заявляют о заметном провале на рынке новых автомобилей. Согласно данным Волгоградского отделения «Движения автомобилистов России», в ближайшие месяцы нас ждёт серьезный дефицит транспортных средств.
– Через год-два на личных машинах будут ездить только те, кто успеет их купить, пока они есть в наличии, – говорит председатель волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян.
В организации автомобилистов приводят и цифры, доказывающие, что дефицит предложения на рынке сказывается уже сейчас. За три полных месяца 2022 года число регистраций транспортных средств сократилось на 39,5%. Максимальное падение демонстрируют автомобили из так называемого массового сегмента рынка.
Тенденция доказывает: всё происходящее ударило в первую очередь по среднему классу и тем, чьи доходы чуть ниже. Люди с высоким материальным достатком сейчас, напротив, пытаются «сесть в последний автомобильный вагон». Так, волгоградские автодилеры констатируют, что за трёхмесячный кризисный период наибольшая покупательская активность наблюдалась в средне-высоком сегменте.
– Брали в основном автомобили стоимостью от двух миллионов рублей, – анализирует ситуацию региональный директор федеральной сети автоцентров «Экспокар» Екатерина Шамарина. – А вот бюджетный рынок встал. Это связано с тем, что у покупателей недорогих авто меньше свободных финансовых ресурсов, больше кредитных обязательств. Кроме того, у таких людей возникли и более важные ниши для вложения средств.
– Вслед за возвратом к стандарту «Евро-0» (1988 года) в России разрешили выпуск автомобилей без подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности, – отмечает ещё одну тенденцию авторынка в своём телеграм-канале волгоградский политолог Вадим Шумилин. – Упрощённые требования к сертификации автомобилей, выпущенные правительством, также позволяют отказаться от систем ABS и ESP (отвечают за безопасность машины. – Авт.). Дальнейший ход развития отечественного автомобилестроения представляется совершенно отчётливо: миновав предательски-перестроечный 1988-й, устремиться по шкале времени в золотой век. Можно предполагать, в частности, что объявленное сегодня возвращение «Москвича» пройдёт в строгом соответствии с духом эпохи. Иными словами, вместо унизительных попыток догонять и перегонять китайцев мы просто возобновим производство проверенной временем модельной линейки АЗЛК, последовательно дойдя до «Кадета». Но не остановимся и на этом полустанке. Ибо помним: мы с вами на вечной переправе. А на переправе нет ничего вернее коня. Желательно старого.
Встали надолго?
Казалось бы, исход иномарок из России не должен давать сильного повода для расстройства, ведь в сегменте новых автомобилей остался отечественный автопром. У него появился шанс вырасти – конкурентов-то заметно поубавилось.
– Мы передвигались в советские времена исключительно на отечественном транспорте, и сейчас потерпим, – рассуждает волжанин Илья Древенюк (разговор был как раз на автомобильном рынке. – Авт.).
Тем более, что последние модели ВАЗа были вполне конкурентоспособными и оснащались современными системами комфорта и безопасности.
Но автомобилистов и здесь ждал удар: заводы в Ижевске и Тольятти сейчас остановлены на неопределённый срок. На предприятиях закончились электронные компоненты, которые производились зарубежными автоконцернами, а поставки новых попали под санкции.
– Прекращение международных отношений и существенные логистические разрывы привели к сокращению, а в отдельных моментах к полному прекращению поставок комплектующих для сборки автомобилей как отечественных, так и зарубежных брендов, чьё производство находится в России, – объясняет Армен Оганесян. – Так, Lada Granta, которая, по сути, является народным автомобилем, фактически имеет 50% импортозависимых деталей и комплектующих.
Эксперты отмечают и такую тенденцию: на ажиотажном спросе на машины некоторые недобросовестные дельцы могут нагреть руки. В пример они приводят нашумевшие скандалы с волгоградскими автосалонами, когда клиентам обманным путём навязывали дорогие автокредиты и машины по весьма завышенной цене. Расчёт был простым: человека изматывали долгим ожиданием заказа, и когда он подписывал документы, то уже не вчитывался. Дома обнаруживал, что вместо машины за обещанные 700 тысяч рублей приобрёл такой же автомобиль, но в полтора раза дороже. В дело пришлось вмешаться региональной антимонопольной службе.
– Мы, как движение автомобилистов, считаем своим долгом призвать всех автовладельцев и людей, планирующих приобрести автомобиль, в ближайшее время быть более осмотрительными, – настаивает Армен Оганесян. – Не надо создавать искусственный ажиотаж в дилерских центрах! Все эти действия лишь усугубят имеющийся дефицит, причём многократно.
Так чего ждать волгоградским автолюбителям? На совсем не радужном фоне альтернатива прорисовывается. Имя ей – китайский автопром. Китайские товаропроизводители стремительно наращивают объём поставок в Россию.
– Положение сейчас складывается таким образом, что оставшихся игроков автомобильного рынка ждёт перспективное будущее, – отмечает Екатерина Шамарина. – Конкуренты уходят, у них возникают вопросы с гарантией и обслуживанием, а также доступностью запчастей. А те, кто остался и наладил логистические цепочки, при этом сохранил привлекательное ценовое предложение, станет лидером рынка. Сейчас так называемый шоковый период прошёл, налаживается ценообразование, снизились ставки по автокредитам и заработали программы, в том числе и по рассрочкам на новые и б/у автомобили. У китайских автопроизводителей ожидаются и новые модели, и увеличение поставок на наш рынок.
В общем непростая ситуация на рынке авто, по мнению специалистов, ожидается до конца 2022 г. А в условиях санкционного давления для полной реабилитации отрасли потребуется как минимум пять лет с момента отказа от санкционной политики, уверены в «Движении автомобилистов России».
Екатерина Шамарина: как не купить кота в мешке
- Главное – выбирать надёжных продавцов. Новое авто стоит покупать в автосалоне официального дилера. Зайдите на сайт производителя, изучите список официальных дилеров и их контакты.
- Изучите прайсовые цены и на них ориентируйтесь. Не верьте, что где-то есть салоны, которые продадут авто вдвое дешевле, потому что они такие хорошие. Такого не бывает!
- Машины б/у также лучше покупать у крупных игроков авторынка. Они вписывают свои данные в ПТС, ставят печать, несут риски относительно юридической чистоты машины. Покупать машину с рук – это риск. Опасно покупать и на стоянке, позиционирующей себя салоном, а по факту продающей машины от имени физлица.
Мнение. Автоэксперт Иван Варакин: «Многие помнят, что вообще рост цен на автомобили начался ещё с начала этого года, и причиной было рекордное подорожание металла и пластика. Раз подорожали новые машины, то и подержанные не устояли – здесь рост цен доходил до 25%. А после 24 февраля все эти тенденции только усилились.
Сейчас без всяких сомнений можно прогнозировать только то, что автомобили люди станут менять намного реже. Конечно, хорошего в этом мало, ведь не случайно в последние годы власти вели политику на омоложение автомобильного рынка и всячески поддерживали программу утилизации. Второй момент – вырастет спрос на ремонт автомобилей, да он уже вырос. Как бы дорого ни было ремонтировать, мало кто рискнёт купить новое авто. И, к сожалению, будут дорожать ОСАГО, услуги техосмотра. В целом же, согласно прогнозам, в ближайшие месяцы новые авто подорожают ещё примерно на четверть».