Примерное время чтения: 13 минут
266

Ирина Соловьева: «Решать проблемы нужно комплексно»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Нижнее Поволжье 21/03/2012
Фото: пресс-слубжы городской думы

Одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления является градообслуживающая сфера, или, проще сказать, – городское хозяйство, которое представляет собой сложный комплекс различных отраслей, тесно связанных между собой и объединённых общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах.

Как муниципальные власти решают проблемы, имеющиеся в городском хозяйстве Волгограда? С этим вопросом мы обратились к председателю комитета Волгоградской городской думы по городскому хозяйству Ирине Соловьёвой.

В режиме  выживания

– Ирина Анатольевна, в чём вы видите главную проблему в городском хозяйстве Волгограда сегодня?

– Конечно, проблемы в этой сфере есть, и их немало. Но в первую очередь, я считаю, нужно совершенствовать организацию управления городским хозяйством. А это прежде всего правильно созданная структура. Стоит отметить, что в ряде городов России действует комплексное управление городским хозяйством, объединяющее, ввиду их тесной взаимосвязи, вопросы жизнедеятельности города и позволяющее обеспечить эффективность их решения. Необходимо также построение чёткой вертикали власти в целях повышения ответственности исполнителей, аккумулирования бюджетных средств и муниципального имущества. Наш комитет по городскому хозяйству занимает активную позицию, предлагая своё видение в решении данных вопросов. Выполняя возложенные законом контрольные функции, мы исходим из реально сложившейся обстановки в городе. К сожалению, та форма управления, которая принята администрацией города сегодня, скорее свидетельствует об организационном кризисе местного управления этой сферой, чем о её развитии.

– Городское хозяйство – комплекс весьма затратный. Чтобы содержать наш город в порядке, требуются немалые средства. Понятно, что денег в муниципальной казне всегда не хватает, поэтому в распределении средств приходится расставлять приоритеты. Насколько обоснованным экономически, на ваш взгляд, является текущее финансирование отраслей городского хозяйства в Волгограде? 

– К сожалению, не могу сказать, что у нынешнего руководства администрации городское хозяйство занимает приоритетное направление. В бюджете города на 2012 год уровень финансирования городского хозяйства сведён к минимуму. Если, скажем, исполнение бюджета городского хозяйства составило 83,1% в 2008 году, 71,5% –в 2009-м, то за 9 месяцев 2011 года оно составило 53,5%, а на 2012-й заложено ещё меньше.

О каком развитии городского хозяйства можно говорить, если оно финансируется в режиме выживания? 

Поэтому наш комитет постоянно ставит вопрос об увеличении финансирования муниципальных программ, направленных на развитие городского хозяйства.

Обращение комитета по городскому хозяйству в данной части было поддержано и на публичных слушаниях. При этом соответствующие программы департаментом городского хозяйства были разработаны. Теперь нужно добиться, чтобы они были отражены в бюджете на 2012 год и плановый период на 2013-2014 годы.

В приоритете – интересы избирателей

– Какие меры ваш комитет считает необходимым предпринять в этом направлении? 

– Наш комитет совместно с департаментом городского хозяйства ещё в 2008 году предложил концепцию реформирования данной сферы деятельности органа местного самоуправления.

В связи с этим в 2009 году Волгоградская городская дума приняла ряд решений о создании муниципальных учреждений по вопросам благоустройства территорий районов Волгограда, освещения городских территорий, создании городской эксплуатационной транспортной службы. Эти структурные подразделения должны были своей деятельностью способствовать решению как раз тех вопросов, с которыми обращаются граждане. Однако администрация города не стала создавать эти муниципальные учреждения, мотивируя это отсутствием необходимого финансового обеспечения. Вместе с тем я полагаю, что если бы эти учреждения были созданы и работали, то жители города могли реально убедиться в эффективности их деятельности. 

Требует своего дальнейшего разрешения и вопрос деятельности уже созданной структуры администрации города, утверждённой решением Волгоградской городской думы от 6 декабря 2010 года. Так, администрацией было учтено предложение нашего комитета о создании в её структуре департамента городского и жилищно-коммунального хозяйства. Это не просто механическое слияние управленческих структур. Объединение двух ранее самостоятельных департаментов должно способствовать решению входящих в их полномочия вопросов, так как они направлены на достижение одной цели – создание условий для удобного и комфортного проживания населения нашего города.

Поскольку существующие проблемы в городском хозяйстве и ЖКХ тесно взаимосвязаны, то единое управление этой сферой позволит обеспечить их более эффективное и оперативное решение. Комитет думы по городскому хозяйству, понимая значимость для города решения данных вопросов, исходил из интересов своих избирателей. Мы по-прежнему отстаиваем свои позиции, однако сложившаяся на сегодня ситуация в исполнительной власти города, отсутствие фактически легитимной власти является главной причиной неразрешимого конфликта, который нередко возникает на фоне реальности дел.

Дальнейшее совершенствование структуры администрации может быть произведено с учётом эффективности полученного результата от ее деятельности.

Иски за разбитые дороги

– В этом году как никогда много говорили и писали о плачевном состоянии дорог в Волгограде. В частности, в город пришла целевая федеральная программа «Новые дороги России», были выделены из федерального бюджета значительные средства. Помогло ли это сдвинуть проблему с мёртвой точки? 

– Как считает наш комитет, ремонт внутриквартальных дорог, дорог общего пользования должен быть в фокусе постоянного внимания администрации города и не может быть связанным с выполнением отдельно взятого проекта. Эта работа должна вестись постоянно в интересах населения нашего города.

Но, к сожалению, финансирование дорожной деятельности в нашем городе осуществляется по остаточному принципу, что уже привело к сложной ситуации на автомобильных дорогах. А руководство администрации города, по мнению нашего комитета, должным образом эту проблему не решает. Об этом, к примеру, говорит такой факт, как принятие судебными органами решений по понуждению администрации города выполнять капитальный ремонт дорог или аварийных искусственных сооружений, как, например, путепровода в п. Латошинка. Мне самой пришлось в прошлом году подавать такой иск в интересах жителей домов 56 и 58, проживающих по бульвару 30 лет Победы, с тем, чтобы понудить администрацию города отремонтировать проезд на внутридворовой территории. Иск был удовлетворён судом в полном объёме.

Следует отметить, что число таких исков имеет тенденцию к росту. Их подают в суды сами граждане, вынужденные делать это по причине бездействия руководства администрации города по решению вопросов местного значения.

О наличии проблем в дорожной деятельности свидетельствует и ход реализации на территории Волгограда ведомственной целевой программы по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним в 2011 году. О том, как исполнялась данная программа администрацией города, наш комитет неоднократно сообщал в средствах массовой информации. Полагаю, что ряд обращений граждан о неудовлетворительном качестве работ действительно был обоснован, и подтверждение этому, не исключено, мы сможем увидеть в ближайшее время.

Продолжая тему, хочу сказать, что наш комитет ещё в 2010 году направил в адрес руководства администрации города предложение о принятии мер по урегулированию муниципальными правовыми актами ряда вопросов дорожной деятельности, входящих в полномочия муниципалитета. На это же указывалось администрации и прокурором города. Однако до настоящего времени администрацией города данный вопрос в требуемом объёме не урегулирован, в то время как принятие их позволило бы урегулировать такие вопросы, как, например, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и так далее.

А ведь их принятие напрямую связано с созданием условий для жителей города, обеспечивающих безопасность движения.

Подмена понятий

– Вы уже говорили, что в деятельности администрации города по управлению городским хозяйством отсутствует комплексный подход. В чём конкретно это выражается?

– К сожалению, на сегодня у администрации города нет понимания о том, какие функции должны находиться в ведении департамента городского хозяйства. В результате, как я считаю, ряд функций городского хозяйства необоснованно передан другим департаментам. В связи с этим они стали выполнять обязанности, которых ранее у них не было, да и, по моему мнению, не должно быть. Так, в настоящее время функции по озеленению территории города переданы департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов. Функции по организации благоустройства относятся к департаменту городского хозяйства, а вопросы благоустройства находятся в ведении департамента городского хозяйства. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством в понятие «благоустройство» входит и озеленение. Таким образом, администрация искусственно раздробила функции одной отрасли между двумя структурными подразделениями. О каком комплексном решении вопроса можно здесь говорить?

Нельзя с этим согласиться и по той причине, что департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов, являющийся по сути своей контрольным органом, стал заниматься хозяйствующей деятельностью, контролируя сам себя. Это же относится и к решению вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, которые в части вывоза отходов с территории многоквартирных жилых домов переданы также в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.

Данный пример ещё раз подтверждает отсутствие в администрации города чёткой структуры, которая бы способствовала эффективной деятельности в сфере городского хозяйства. Нельзя не сказать и о том, что ряд вопросов вообще не решается. Взять, к примеру, деятельность администрации города по установке указателей с наименованием улиц, с номерами домов. Данный вопрос, несмотря на его значимость, до сих пор не отнесён ни к одному департаменту. Требуют своего разрешения вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города в части организации отлова, содержания, использования, уничтожения и утилизации безнадзорных животных, утилизации биологических отходов. Особо остро стоит вопрос о сборе и вывозе мусора с территории индивидуальной жилищной застройки, о чём свидетельствуют многочисленные обращения граждан к депутатам городской думы.

– Что можно сказать о качестве проводимых мероприятий в сфере городского хозяйства при предоставлении услуг населению в благоустройстве города и создании необходимых условий для проживания?

– В первую очередь хочу отметить, что из-за недостаточности бюджетных ассигнований эти мероприятия не могут проводиться надлежащим образом и с должным качеством. Так, мы все ежегодно видим, как затапливаются дороги в результате поступления талых и дождевых вод. В настоящее время по инициативе администрации города решением Волгоградской городской думы принят нормативный правовой акт, регламентирующий работу ливневой канализации города. Однако ещё до его принятия наш комитет предлагал решить вопрос о регистрации права собственности муниципалитета на данное имущество в полном объёме, обследовать и отремонтировать сеть ливневой канализации. Иными словами, сначала провести все необходимые мероприятия, а уже потом взимать плату за эту услугу с населения. Но, как видим, ситуация не изменилась. Правовой акт, регулирующий работу ливневой канализации, есть, а вот надлежащего её функционирования во всех районах города нет. 

Не могу не сказать и о неудовлетворительном качестве уборки улично-дорожной сети. Особо тяжелое положение складывается по уборке дорог от снега. В летний же период уборка в основном сводится лишь к подметанию дорог общего пользования. Особо хочется отметить постоянно проводимый «ямочный» ремонт дорог, который, как показывает практика, носит кратковременный характер и требует постоянного обновления. Есть ещё одна немаловажная сфера городской жизни, как обеспечение населения города пассажирским автотранспортом. Проводимое администрацией города сокращение автобусных маршрутов перевозки пассажиров, конечно, создаёт трудности для передвижения граждан. Есть и другие проблемы, которые тоже требуют своего решения.

Куда уходят  МУПы?

– Что вы можете сказать о работе МУПов, ведущих деятельность в сфере городского хозяйства? Какой эффект получен от использования муниципального имущества, переданного им в хозяйственное ведение?

– Имеющуюся схему управления и распоряжения муниципальным имуществом нельзя назвать эффективной. Об этом говорит проведённый нашим комитетом анализ их деятельности. Мало того, что город не получает должной отдачи от эксплуатации муниципального имущества. Убыточная работа МУПов несёт с собой определённые риски его утраты, так как при передаче муниципального имущества из имущественной казны города в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям город может его потерять в случае возникновения кредиторской задолженности и невозможности её погашения предприятиями после предъявления исковых требований кредитора. И этому уже есть примеры. Так, на имущество МУП «Волгоградские межрайонные электрические сети», ввиду сложившейся кредиторской задолженности перед поставщиками, в судебном порядке наложены санкции, в результате чего оно может быть утрачено при невозможности её свое­временного погашения.

Таким же образом город может утратить и имущество коммунальной инфраструктуры, находящееся в хозяйственном ведении МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» и МУП «Горводоканал г. Волгограда», МУП «Автокоммунтранс», чья деятельность на сегодня признана убыточной. 

В этой связи уже сейчас наш комитет рекомендовал департаменту муниципального имущества администрации Волгограда определить, какие меры в соответствии с действующим законодательством возможно предпринять муниципалитету для сохранения этого имущества в муниципальной собственности в случае, если в отношении указанных МУПов будет запущена процедура банкротства.

– Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации в городском хозяйстве Волгограда? Что предлагает ваш комитет?

– Без изменения подходов к решению вопросов местного значения, относящихся к городскому хозяйству, никаких улучшений добиться невозможно. 

Очевидно, что сложилась необходимость разработки чёткой стратегии развития города в этом направлении. В этой связи, как я уже говорила, очень важно правильно выстроить структуру управления всем комплексом городского хозяйства. И, конечно, необходимо увеличить финансирование комплекса городского хозяйства. Ведь никак нельзя согласиться с тем, что на сегодня такие затраты бюджета, как на средства массовой информации или организацию увеселительных мероприятий, по своему объёму практически приближены к расходам на благоустройство всего города.

Несмотря на многочисленные обращения нашего комитета к администрации города, исполнительная власть на них должным образом не реагирует. Это можно было бы оправдать только в том случае, если бы состояние дел в городском хозяйстве Волгограда имело тенденцию к улучшению и имеющиеся проблемы решались в интересах горожан. Но, к сожалению, этого не происходит. Более того, при временном главе города ситуация в этой сфере всё время ухудшается и в настоящее время близка к кризисной.

По нашему мнению, администрация должна предпринять реальные шаги по улучшению деятельности всего комплекса городского хозяйства путём повышения уровня его финансирования и совершенствования системы его управления. Только в этом случае давно назревшие проблемы этой сферы жизнедеятельности города могут быть решены.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах