Территория Волгоградской области миллионы лет назад была населена огромными динозаврами и морскими ящерами. И пусть знаменитый тираннозавр у нас не водился, зато было много других интересных «завров». Их в своей книге «Ожившие драконы» описал кандидат географических наук, действительный член палеонтологического общества при РАН, заведующий музеем эволюционной экологии и археологии ВГИ ВолГУ Александр Ярков.
Автор много лет занимается палеонтологическими и археологическими исследованиями Волгоградского Поволжья и сопредельных территорий. О том, каких древних ящеров можно было бы назвать «волгоградозаврами» - в инфографике «АиФ-Волгоград».
Хозяева суши
В Дубовском районе Волгоградской области недалеко от хутора Полунино Александр Ярков нашел щитки анкилозавра.
«В основном анкилозавры были флегматичными существами, идеально защищенными сверху от нападения хищников, - так ученый описывает динозавра. — Возможно, многие оснащенные булавой ящеры-колючки жили на побережьях рек, болот, озер и в прибрежных морских низменностях. Чтобы не проваливаться в топях, их пальцы заканчивались широкими копытцами. Природа не зря наделила их массивным хвостовым вооружением, которое работало особенно эффективно на илистых открытых пространствах. Боковым ударом сбивались с ног даже тяжеловесные тираннозавры».
Еще один древний обитатель Волгоградской области – гадрозавр или «ящер-утка». Его «нос» напоминал утиный и был покрыт роговым чехлом. Кроме того, у ящера были перепонки на задних лапах. С уткой его объединял и социальный образ жизни.
«В Канаде на плите окаменевшей прибрежной глины сохранились отпечатки вереницы следов, принадлежащие новорожденным «утятам» и их родительнице. Причем некоторые следы «птенцов» были вдавлены в след взрослой «утки». Делаем вывод, что малыши по пятам семенили за мамашей», — пишет в своей книги Александр Ярков.
Но в отличие от уток, у гадрозавра было две тысячи острых зубов. Он использовал их для перемалывания растений, семян, плодов и игл хвойных деревьев.
На анкилозавров и гадрозавров охотились дроматозавры. Внешне они были похоже на тираннозавров, но уступали им в размерах и весили почти на 3 тонны меньше.
Морские «драконы»
Гораздо больше, чем динозавров, на территории региона найдено останков морских ящеров.
В книге «Ожившие драконы» рассказано о том, как в 1912 году казаки станицы Пятиизбянской в овраге Мельничном подобрали странного цвета «скотские кости», о чем и сообщили в Донской политехнический институт Новочеркасска. Сотрудники института в овраге раскопали вместе с остатками акул и плезиозавров один позвонок и зуб мозазавра. Но самая крупная находка произошла несколько десятков лет спустя.
«Гигантское скопление костей мезозойских варанов обнаружили волгоградские геологи в верховьях Лучискиной балки, в 7 км к юго-западу от хутора Полунино Дубовского района, — рассказывает Александр Аркадьевич. — В журнале «Природа» в 1966 году появилось сообщение: «Во время разведки нефтяных и газовых месторождений на левом склоне балки нами обнаружено кладбище доисторических животных. В среднем на 1 квадратном метре лежало 50 частей от скелета».
За долгие годы работы Александр Ярков нашел на этом доисторическом кладбище многочисленные останки плезиозавров, черепах, крокодилов, птерозавров, акул, скатов, химер и более 1 000 костей различных мозазавров и даже отдельные фрагменты их скелетов. Помимо Полунинского, нашел ученый в регионе еще несколько подобных скоплений: на горе Лысой, в 10 км от верховий Лучискиной балки, в Калачевском районе в с. Кумовка, в Суровикинском районе в х. Рычков, в Городищенском районе на Береславском водохранилище и еще во многих местах.
Еще один морской «дракон», обитавший когда-то в регионе, это пластичный ящер эласмозавр. Существует мнение, что именно его или его далекого предка и пытаются выловить в озере Лох-Несс.
«Если у жирафа 7 шейных позвонков, то у эдасмозавра их было 76, — говорит Александр Ярков. — Просто немыслимо, как ящер управлялся столь длинной шеей. Добавим непропорционально огромные ласты и широкое туловище, защищенное снизу панцирем из сросшихся ребер. Пожалуй, такого животного, по логике вещей, не должно было существовать в природе».
Особенный фрагмент плечевой кости плезиозавра волгоградскому ученому удалось найти в песках Алексеевского района. На ней сохранились зажившие следы от зубов акулы.
«После жестокой схватки плезиозавр вырвал ласт из пасти кровожадной хищницы и какое-то время еще жил», — так исследователь описывает трагические события, происходившие в океане много миллионов лет назад.
Еще в «волгоградском» морском бассейне были широко распространены Тринакромерумы. Они составляли 53,6 % от количества всех плезиозавров и 23 % от численности всех морских ящеров, в том числе и мозазавров.
Древнейшее наследие
Александр Ярков говорит, что в Волгоградской области динозавровая фауна бедна.
«На протяжении длительной мезозойской истории почти всю территорию России покрывал океан Тетис, — объясняет ученый причины подобной бедности. — А так как динозавры являлись исключительно сухопутными рептилиями, и лишь немногие проводили большую часть жизни в воде, подобно современным бегемотам, то можно понять, почему из описанных в мире 700 видов динозавров, в России достоверно установлено не более 10».
Лишь в конце меловой эпохи часть территории Поволжья и Амурской области освободилась от океана Тетис. С этим временем и связаны основные находки динозавров.
Но есть и еще одна причина отсутствия в регионе и в стране в целом разнообразия видов динозавров – специальными поисками древних ящеров в СССР никто не занимался. Возможно, это связано еще и с тем, что долгое время многие отечественные палеонтологи трудились за пределами страны, на уникальном «кладбище» динозавров в Монголии.
Да и с найденными останками древних ящеров в стране не всегда все было гладко. В конце XIX в. предприимчивые рабочие из Саратовской губернии хотели продать уникальный скелет мозазавра заводу, где из костей обжигали известь. Позже на том же заводе все-таки переработали собранные на берегу Волги кости носорогов, бизонов, и мамонтов.