Мы привыкли искать героев далеко: в голливудских фильмах, в историческом прошлом, на войнах или в локальных конфликтах.
Между тем в Волгограде в Красноармейском районе в обычной двухкомнатной квартире живёт Юрий Мартынов, старший аппаратчик производства обожжённой извести на Химпроме. За 44 года он сдал примерно 200 литров крови. Если учесть, что в организме взрослого человека циркулируют 4,5 – 6 литров, то можно сказать, что его крови хватило примерно на 40 человек. 40 спасенных душ – этого с лихвой достаточно, чтобы считаться героем.
Время оскотинилось
Родился Юрий Михайлович в Волгограде в 1950 году. Через год папа, бывший военный атташе в Берлине, простудился и отошел в мир иной всего за какой-то месяц. Именно матушке, которая в одиночку поднимала троих детей в разрушенном городе, Юрий Михайлович обязан таким острым чувством помощи ближнему.
Первым местом работы будущего донора стало одно из самых смертоносных производств военно-промышленного комплекса России. В 18 лет он устроился работать на Химпром в цех, где в авиационные снаряды разливали боевые отравляющие вещества: газ зарин и зоман. На производство требовались только люди со 100%-ным зрением, а после армии зрение у Юрия Михайловича вскоре упало, и он устроился в другой цех. Именно там в конце 1968 года впервые и стал донором. На производстве произошло ЧП: раскалённая лава температурой 2000 градусов выплеснулась наружу. Из огня выносили тела людей – молодых ребят, с которыми Мартынов гонял в футбол. У всех до 30-40 процентов ожогов кожи на лице, на теле, на руках. Юрий не раздумывая пошел сдавать кровь. В пункте переливания рабочий предупредил: он обладатель редкой группы - 4-й с отрицательным резусом.
– Ребята выжили. Потом они приходили, благодарили, в ножки кланялись, – говорит Мартынов, – но мы и так друг другу были рады помочь. Это не то, что сейчас, когда каждый сам за себя. Оскотинилось время и люди. Горько видеть, что в семьях брат брату руку помощи не подаст, да что руку, созваниваются – и то раз в год. А тогда все было сплочённо, душевно. Как только появлялись на улицах листовки о том, что нужна кровь, все бежали её сдавать. Хотите – верьте, хотите – нет: часа за два очередь на сдачу занимали!
Братья и сёстры по крови
В 1985 году Юрий Мартынов пополнил ряды почётных доноров на дому. Мало кто в нашей стране может похвастать тем, что был донором на прямом переливании крови, когда рука к руке, глаза в глаза... Мартынов в такой ситуации оказывался пять раз.
– Один раз вызвали помочь девочке лет трёх-пяти, - рассказывает донор, – у неё ручка попала в пилораму, была страшная кровопотеря. Кровь брали прямо в операционной, по аппаратам и проводам она бежала от меня к ней. Я как на неё глянул, мама родная, кисть болталась чудом! Но врачи ручку спасли. Лет пять мы с родителями дружили. Как-никак, получается, что мы с этой девочкой как кровные братья! Но потом контакты потерялись. Может, прочитает, вспомнит про меня. Я всегда спрашивал врачей, помогла ли моя кровь. И когда отвечали «да», человек жив, здоров, то такое чувство появляется, что и описать нельзя. Крылья за спиной!
А в начале 90-х годов прошлого века доноров практически не стало.
– Помните, когда в Калмыкии заразили СПИДом 80 детей? – Вот тогда и исчезли очереди из жалеющих отдать кровь. Это был ужас, связанный с переливанием крови. Началась паника. Если раньше в парикмахерских можно было побриться безопасной бритвой за пять копеек, то это исчезло навсегда. Если до того вместе со мной сдавали кровь по 200 – 300 человек, то после тех страшных событий, когда я пришёл на пункт, доноров вообще не было, ни одного. И началось: доноров постоянно не хватало, мне звонили в любое время. Однажды поймал себя на мысли, что ни отдохнуть с друзьями не успеваю, ни в отпуск съездить, всё время ждал вызова. Всё время нужна была кровь. Сейчас ситуация стала выправляться. Вместе со мной ходят человек 15–20, но для миллионника это очень мало. В то время как на Западе на 1000 человек приходится 25 доноров.
Со стороны это звучит дико, но, оказывается, многие из доноров – люди малоимущие. Они сдают кровь, часть себя, ради того, чтобы получить на питание 200 рублей после каждой сдачи крови плюс 800 рублей в год при регулярной сдаче. «Можно сколько угодно размышлять о бескорыстном смысле донорства, но если у человека в кармане пятак, что ему остаётся? Они же не виноваты, что страна поставила их в условия выживания. Для меня же главное осознавать, что кому-то нужен, понимать, что однажды я уйду туда, но частица моей крови останется в людях», – говорит донор.
Ну отдай ты миллиард!
За время донорства Мартынов не раз сдавал кровь вместе с первыми лицами региона. В День донора 14 июня считал должным сдать кровь Николай Максюта, прихватив половину администрации. Про Максюту Мартынов сказал лаконично: «Крепкий мужик, крови не испугался». Сдавали кровь и многие депутаты областной думы. И всё бы хорошо, да только через некоторое все снова должны сдать повторно кровь, чтобы она могла быть использована. А «первые лица» – вечно заняты. И вся вип-кровь, которой можно было бы спасти людей, выбрасывается.
Такие суммы выделяются на здравоохранение, а где они? – говорит Мартынов. – Вон недавно руководитель КСП Степашин сказал, что в стране воруют триллион рублей на госзакупках. Поражает жадность человеческая. Ну украл ты на машину, остановись, сделай и людям доброе дело. Ты же не возьмёшь на тот свет бриллианты и миллиарды?! Вон сколько малоимущих, кровь свою за деньги отдают, построй для них что-нибудь или просто раздай один миллиард из пятнадцати! Зато какая память о тебе останется – на века! Память и свою кровь – вот и всё, что можно оставить после себя. Обидно иногда. Мои дед с бабкой говорили детям: «Мы плохо живём, чтобы вы хорошо жили». Мама растила нас в послевоенной нищете и говорила: «Мы плохо живём, город отстраиваем, вот уж вы хорошо заживёте». Я же верю, что теперь только дети наших детей смогут построить в России цветущий сад.
Юрию Михайловичу 62 года, выглядит моложе сверстников, продолжает работать на «Химпроме». Секрет простой: зимой бассейн и лыжи, летом Волга и футбол. Плюс постоянное обновление крови. Он собирается сдавать кровь, пока врачи не запретят, хоть до 100 лет! «Бывает, кто-то на работе говорит, мол, бросай, кому это нужно. Но кто если не я? И всё думаю, может быть, кто-то из тех, кому перелили мою кровь пойдёт по моим стопам?».
...Скоро Юрий Михайлович вновь займёт привычное место в пункте переливания крови. В 412-й раз. И, быть может, этот день станет вторым днем рождения для кого-то, кому будет нужна 4-я отрицательная...
ДОСЬЕ
Юрий Михайлович Мартынов – с 1983 года «Почётный донор России». Общественник по линии «Красного Креста». В 2011 году был занесён в Российскую Книгу рекордов, сдав кровь 396 раз. Имеет почётные грамоты и благодарственные письма. Женат. Имеет дочь.