Похоже, некогда экзотическое заболевание основательно «прописалась» в нашем регионе и бьёт все рекорды. Печальные итоги лета по лихорадке Западного Нила (ЛЗН) – 130 заболевших, троих наших земляков медикам спасти не удалось.
Жертвы неизбежны?
За 13 лет с момента активизации природного очага лихорадки в регионе зарегистрировано более тысячи случаев болезни, 55 окончились летальным исходом.
На сегодня в Волгоградской области зафиксировано 129 случаев заболевания лихорадкой Западного Нила. Три человека скончались. Как сообщили в Роспотребнадзоре по региону, в 80% случаев заражение ЛЗН произошло на природе и в частном секторе.
Можно ли было избежать столь масштабной заболеваемости? Специалисты утверждают, что нет. «Российские регионы не являются традиционным очагом по лихорадке Западного Нила, – объясняет волгоградский биолог Анатолий Судаков. – Изначальная родина этой инфекции – восточные районы Африки – болота Уганды, Руанды, Конго. Но из-за глобального потепления у нас эти очаги появились от Астрахани и вплоть до юга Волгоградской области. Возбудители – вирусы – передаются комарами нескольких видов. Снизить заболеваемость до нуля и до более скромных показателей теперь, увы, практически нереально».
С таким мнением отчасти согласен заведующий лабораторией организации противоэпидемических мероприятий Волгоградского научно-исследовательского противочумного института Роспотребнадзора Владимир Смелянский. «У нас в регионе с 1999 года, как и в Ростовской, Астраханской областях, сформировался природный очаг болезни, с этим нужно считаться. Необходимо проводить обработку в местах загородных лагерей отдыха, дачных массивов, что, собственно говоря, и делалось. Помимо комаров вирусы переносятся перелётными птицами, уничтожать их тоже бессмысленно. И если бы мы искусственно не снижали число комаров в наиболее угрожаемых местах, количество заболевших было бы на порядок больше».
Спасение в иммунитете
По словам главы Роспотребнадзора в регионе Александра Злепко, «тяжелее всего этим заболеванием болеют горожане, которые бывают на природе от случая к случаю. Местные жители в Волго-Ахтубинской пойме, на острове Сарпинском уже имеют к заболеванию явный иммунитет».
В Роспотребнадзоре также «успокаивают» тем, что так называемых бессимптомных или слабо выраженных случаев обычно в 100—200 раз больше, чем клинически выраженных и тяжёлых по последствиям. Это особенно обнадёживает, поскольку никакой промышленной вакцины от «нильской» лихорадки пока нет. Те, что разработаны, находятся лишь на стадии клинических испытаний. В наших силах – укреплять иммунитет, применять простейшие методы профилактики комариных укусов.
Между тем учёные предупреждают – если жаркие годы с таким обилием насекомых будут повторяться всё чаще и чаще, избавиться от этого заболевания станет скоро и вовсе нереально. Станем второй Угандой?
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
5 млн. рублей выделено в этом году на борьбу с заболеванием из областного и городского бюджетов.