Ровно 26 лет назад началось официальное возрождение казачества. Сейчас его представителей воспринимают по-разному. Одни как ряженых, другие как героев. Так кто же они, казаки?
Об этом откровенный разговор с атаманом хуторского общества «Персидская Ольховка» Владимиром Желудковым.
Деньги и Антарктида
Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: Владимир Николаевич, расскажите, как всё начиналось?
Владимир Желудков: Родоначальником казачьего движения в нашем районе, а это было лет 30 назад, был Александр Ермаков, выходец из хопёрских казаков. Были первые многолюдные круги, сходы и совместные дела - охрана общественного порядка, скачки, совместно стали отмечать подзабытые уже казачьи праздники.
В своё время горячие головы предлагали чуть ли не воссоздать на Дону то Казачью республику, то область Войска Донского в границах 1917 года. Но подобные идеи утопичны.
Хотя в законе 1992 года «О реабилитации репрессированных народов» значится казачество как народ, подвергнутый геноциду и репрессиям. Но очевидно, что никто ни родовые земли, ни административную территорию казачьих войск, ни социальный статус казачеству возвращать не собирается.
Государство наши усилия по возрождению казачества приветствует, но не сильно-то и поддерживает, если откровенно. Многие ключевые акции - состязания в традиционных казачьих дисциплинах, летние лагеря для казачьей молодёжи, празднование православных великих праздников и т.п. - проводим за свой счёт и за счёт спонсоров из числа своих же земляков, казаков-предпринимателей. В областном бюджете на возрождение казачества средства какие-то присутствуют, но мы о такой поддержке слышим, как об Антарктиде, - знаем, что таковая вроде есть, да мало кто там побывал.
Начальник аула
- А не выглядят ли казаки в эру глобализации этакими мастодонтами истории?
- Вовсе нет. Без своих корней, без жизни по традициям предков полноценного нравственного гражданина в обществе никогда не будет. Настоящие казаки никогда даже бумажку, окурок, любой другой мусор на землю на природе не выкинут. Ведь кругом - священная земля предков. А человек «городской цивилизации» - без роду, без племени, часто живёт одним днём. И ведёт себя с окружающими, с природой подчас безнравственно - наплевательски.
Казак - это не «лицо в папахе и в лампасах», а особое состояние духа, нацеленность на защиту Отечества, на помощь слабым, старым и малым, на преобразование и созидание.
Живёт в нашем районе легендарный казак с личной кузницей - Игорь Савельев. Своими руками делает сложнейшие муляжи исторического оружия - просто залюбуешься! Так ему и того мало - он в родном хуторе целую родовую рощу посадил, родник расчистил, детскую игровую площадку поставил, пруд зарыбил, дорогу центральную хуторскую сам ремонтирует. При этом у него на руках пальцев нет - одни культи, отморозил по молодости, но всё делает своими руками. В общем, где настоящий казак - там и один в поле воин и созидатель.
Недавно беседовал в Ольховке с группой молодёжи родом с Кавказа. Чтобы объяснить ребятам статус казака, сказал просто: «Я здесь, чтоб вы знали, начальник всего этого местного аула. Живите здесь миром, но по нашим законам».
- Не приходится иногда, наоборот, стыдиться своей принадлежности к казачеству?
- Нет. Бывает стыдно, когда читаешь, что где-то пьяные казачки устроили потасовку или влезли в некрасивую историю.
На днях на праздновании Святой Троицы в Каменно-Бродском монастыре среди гостей была компания из нескольких мужчин. По говору вроде наши - казаки. Вели себя не то чтобы буйно, но явно были навеселе. Я им напомнил, что они - православные казаки, что негоже казаку себя показывать не с лучшей стороны. Напомнил, и… больше от этих людей никаких проблем не исходило.
- Казачество находит себя в современной жизни?
- Находили и находят, если того хотят. Совмещаем в себе предпринимательство, фермерство, работу на земле и общественные казачьи нагрузки. Ведь за «звание» казака никто тебе деньги не предложит. Скорее наоборот, казаки - люди настолько неравнодушные, что часто на казачьи акции, взаимопомощь, на культурно-историческую работу тратят немалую «копеечку», часто отрывая деньги от семьи.
«Земля Персидских»
- Сами-то помните о своих предках?
- А как же! Дома у меня бережно хранятся многие дореволюционные ещё фотографии родственников. Но особенно часто беру в руки фото моего прадеда по отцовской линии - георгиевского кавалера Герасима Борисовича Борщёва, участника Первой мировой. На фотографии он запечатлён в форме разведчика третьего класса 4-го Донского казачьего полка атамана Платова.
Вообще, я считаю, мы все должны помнить не только своих прямых предков, но и всех замечательных земляков. Недавно мы на деньги казаков-меценатов поставили у себя в ольховском хуторе Киреев памятник Павлу Полякову - выдающемуся казачьему поэту, публицисту, прозаику, переводчику. Ещё мальчишкой с войсками Врангеля в годы Гражданской Поляков ушел в эмиграцию. В довоенной Югославии издавал, редактировал альманахи, журналы о казачестве, публиковал в них свои произведения, переводил на европейские языки казачьи и русские эпосы.
Ещё один интересный факт. В своё время императрица российская Анна Иоанновна даровала казачьему атаману с Дона Макару Персидскому особую милость - право создать на Волге в районе современной Дубовки, Пичуги, Балыклея, Антиповки особое казачье войско для охраны торговых путей по Волге - Волжское казачье войско. Так вот - в нашем районе до сих пор живы прямые потомки - прапраправнуки и праправнучки того первого волжского атамана. Даже родовую фамилию сохранили и носят - Персидские. Вот вам живая история сквозь века!
Донецкий маршрут
- Несколько раз за последний год вы по собственной воле побывали в самопровозглашенной ДНР - на востоке Донецкой области. Чем там занимались?
- Первый раз был в Донбассе в марте прошлого года. Бросил все дела и сорвался по зову сердца. Ведь там живёт в окружении войны братский нам народ! Никогда казак не поймёт, как можно сидеть сложа руки, когда там свастика, избивают наших братьев, убивают женщин и детей.
Я привозил на позиции одного из батальонов ДНР лекарства, продукты, стройматериалы. Своими глазами убедился: под Донецком сегодня воюют уже не партизаны-повстанцы, а хорошо организованная армия с единым командованием, жесточайшей дисциплиной, таких не сломить! Батальон, где я побывал, располагался на позициях рядом с терминалом пивного производства. Но никогда никто из бойцов не «позаимствовал» на том складе ни одной бутылки пива. Минералку вот иногда брали - руки мыть.
Вообще считаю, наши соседи с Украины сделали серьёзную промашку, пытаясь говорить с жителями Донбасса на языке силы. Теперь, если так пойдёт и дальше, эта территория никогда в состав Украины больше не вернётся. Насильно мил не будешь, да ещё с чуждыми для местного народа ценностями.
Если вновь обратиться к делам казачьим, главный урок из новейшей истории один. Казачье движение - не рубка сгоряча шашкой. Нахрапом казачество не возродить, не поднять. Это сложная работа на десятилетия. Уничтожить лучших из нас, казаков, удалось в Гражданскую и во время коллективизации за считанные годы. А восстанавливать порушенное всегда труднее.
Казачий говор
Словечки, которые употребляют современные казаки:
Откель? - почему?
Сабейкя - сэлфи
Скудокчить - связать
Загоелся - выздоровел
Угунул - прошёл