Примерное время чтения: 8 минут
3402

Казаки или ряженные? Чем живут современные «рыцари России»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Нижнее Поволжье №27 06/07/2016
Традиции предков чтим очень строго.
Традиции предков чтим очень строго. / Олеся Ходунова / АиФ

Ровно 26 лет назад началось официальное возрождение казачества. Сейчас его представителей воспринимают по-разному. Одни как ряженых, другие как героев. Так кто же они, казаки? 

Об этом откровенный разговор с атаманом хуторского общества «Персидская Ольховка» Владимиром Желудковым. 

Деньги и Антарктида 

Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: Владимир Николаевич, расскажите, как всё начиналось? 

Владимир Желудков:  Родоначальником казачьего движения в нашем районе, а это было лет 30 назад, был Александр Ермаков, выходец из хопёрских казаков. Были первые многолюдные круги, сходы и совместные дела - охрана общественного порядка, скачки, совместно стали отмечать подзабытые уже казачьи праздники. 
В своё время горячие головы предлагали чуть ли не воссоздать на Дону то Казачью республику, то область Войска Донского в границах 1917 года. Но подобные идеи утопичны. 

Хотя в законе 1992 года «О реабилитации репрессированных народов» значится казачество как народ, подвергнутый геноциду и репрессиям. Но очевидно, что никто ни родовые земли, ни административную территорию казачьих войск, ни социальный статус казачеству возвращать не собирается. 

Государство наши усилия по возрождению казачества приветствует, но не сильно-то и поддерживает, если откровенно. Многие ключевые акции - состязания в традиционных казачьих дисциплинах, летние лагеря для казачьей молодёжи, празднование православных великих праздников и т.п. - проводим за свой счёт и за счёт спонсоров из числа своих же земляков, казаков-предпринимателей. В областном бюджете на возрождение казачества средства какие-то присутствуют, но мы о такой поддержке слышим, как об Антарктиде, - знаем, что таковая вроде есть, да мало кто там побывал.    

Начальник аула

-  А не выглядят ли казаки в эру глобализации этакими мастодонтами истории? 

- Вовсе нет. Без своих корней, без жизни по традициям предков полноценного нравственного гражданина в обществе никогда не будет. Настоящие казаки никогда даже бумажку, окурок, любой другой мусор на землю на природе не выкинут. Ведь кругом - священная земля предков. А человек «городской цивилизации» - без роду, без племени, часто живёт одним днём. И ведёт себя с окружающими, с природой подчас безнравственно - наплевательски. 

Казак - это не «лицо в папахе и в лампасах», а особое состояние духа, нацеленность на защиту Отечества, на помощь слабым, старым и малым, на преобразование и созидание.  

Живёт в  нашем районе легендарный казак с личной кузницей - Игорь Савельев. Своими руками делает сложнейшие муляжи исторического оружия - просто залюбуешься! Так ему и того мало - он в родном хуторе целую родовую рощу посадил, родник расчистил,  детскую игровую площадку поставил, пруд зарыбил, дорогу центральную хуторскую сам ремонтирует. При этом у него на руках пальцев нет - одни культи, отморозил по молодости, но всё делает своими руками. В общем, где настоящий казак - там и один в поле воин и созидатель.  

Недавно беседовал в Ольховке с группой молодёжи родом с Кавказа. Чтобы объяснить ребятам статус казака, сказал просто: «Я здесь, чтоб вы знали, начальник всего этого местного аула. Живите здесь миром, но по нашим законам».  

- Не приходится иногда, наоборот, стыдиться своей принадлежности к казачеству?

- Нет. Бывает стыдно, когда читаешь, что где-то пьяные казачки устроили потасовку или влезли в некрасивую историю. 

На днях на праздновании Святой Троицы в Каменно-Бродском монастыре среди гостей была компания из нескольких мужчин. По говору вроде наши - казаки. Вели себя не то чтобы буйно, но явно были навеселе. Я им напомнил, что они - православные казаки, что негоже казаку себя показывать не с лучшей стороны. Напомнил, и… больше от этих людей никаких проблем не исходило. 

- Казачество находит себя в современной жизни? 

- Находили и находят, если того хотят. Совмещаем в себе предпринимательство, фермерство, работу на земле и общественные казачьи нагрузки. Ведь за «звание» казака никто тебе деньги не предложит. Скорее наоборот, казаки - люди настолько неравнодушные, что часто на казачьи акции, взаимопомощь, на культурно-историческую работу тратят немалую «копеечку», часто отрывая деньги от семьи.    

«Земля Персидских»

- Сами-то помните о своих предках? 

- А как же! Дома у меня бережно хранятся многие дореволюционные ещё фотографии родственников. Но особенно часто беру в руки фото моего прадеда по отцовской линии - георгиевского кавалера Герасима Борисовича Борщёва, участника Первой мировой. На фотографии он запечатлён в форме разведчика третьего класса 4-го Донского казачьего полка атамана Платова.  

Досье
Владимир Желудков. Родился в 1966 году в селе Стефанидовка Ольховского района. Работал в Ольховской ЦРБ врачом-стоматологом, в 90-е годы ушел в самостоятельный бизнес. В 2016 году избран атаманом хуторского общества «Персидская Ольховка». Женат, трое сыновей.

Вообще, я считаю, мы все должны помнить не только своих прямых предков, но и всех замечательных земляков. Недавно мы на деньги казаков-меценатов поставили у себя в ольховском хуторе Киреев памятник Павлу Полякову - выдающемуся казачьему поэту, публицисту, прозаику, переводчику. Ещё мальчишкой с войсками Врангеля в годы Гражданской Поляков ушел в эмиграцию. В довоенной Югославии издавал, редактировал альманахи, журналы о казачестве, публиковал в них свои произведения, переводил на европейские языки казачьи и русские эпосы. 

Ещё один интересный факт. В своё время императрица российская Анна Иоанновна даровала казачьему атаману с Дона Макару Персидскому особую милость - право создать на Волге в районе современной Дубовки, Пичуги, Балыклея, Антиповки особое казачье войско для охраны торговых путей по Волге - Волжское казачье войско. Так вот  - в нашем районе до сих пор живы прямые потомки - прапраправнуки и праправнучки того первого волжского атамана. Даже родовую фамилию сохранили и носят - Персидские. Вот вам живая история сквозь века! 

Донецкий маршрут

- Несколько раз за последний год вы по собственной воле побывали в самопровозглашенной ДНР - на востоке Донецкой области. Чем там занимались?    

- Первый раз был в Донбассе в марте прошлого года. Бросил все дела и сорвался по зову сердца. Ведь там живёт в окружении войны братский нам народ! Никогда казак не поймёт, как можно сидеть сложа руки, когда там свастика, избивают наших братьев, убивают женщин и детей. 

Я привозил на позиции одного из батальонов ДНР лекарства, продукты, стройматериалы. Своими глазами убедился: под Донецком сегодня воюют уже не партизаны-повстанцы, а хорошо организованная армия с единым командованием, жесточайшей дисциплиной, таких не сломить! Батальон, где я побывал, располагался на позициях рядом с терминалом пивного производства. Но никогда никто из бойцов не «позаимствовал» на  том складе ни одной бутылки пива. Минералку вот иногда брали - руки мыть.    

Вообще считаю, наши соседи с Украины сделали серьёзную промашку, пытаясь говорить с жителями Донбасса на языке силы. Теперь, если так пойдёт и дальше, эта территория никогда в состав Украины больше не вернётся. Насильно мил не будешь, да ещё с чуждыми для местного народа ценностями. 

Если вновь обратиться к делам казачьим, главный урок из новейшей истории один. Казачье движение - не рубка сгоряча шашкой. Нахрапом казачество не возродить, не поднять. Это сложная работа на десятилетия. Уничтожить лучших из нас, казаков, удалось в Гражданскую и во время коллективизации за считанные годы. А восстанавливать порушенное всегда труднее.

Казачий говор 

Словечки, которые употребляют современные казаки: 

Откель? - почему? 
Сабейкя - сэлфи 
Скудокчить - связать
Загоелся - выздоровел 
Угунул - прошёл

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах