Октябрь – это желтые краски готовящихся к зимовке деревьев, хмарь осеннего неба, конец отпусков, а ещё открытие театрального сезона.
Поговорить о театре как о неотъемлемой части жизни мы решили с заслуженным артистом России, актёром НЭТа, а с весны этого года – и художественным руководителем Волгоградского молодёжного театра Владимиром Бондаренко.
Огурчики со сцены
– Ваши родители – заслуженные артисты России. Проблемы выбора профессии в театральной семье, наверное, не стояло?
– Я с раннего детства, как только стал осознанно что-то понимать, определился, и никаких метаний уже не было. Для меня естественным было, что каждый вечер люди ходят на работу в театр.
– Многие «театральные» дети любят делиться своими первыми воспоминаниями о театре: запах кулис, пыль сцены и т.д. А чем для вас он запомнился?
– После очередного спектакля в ТЮЗе папа повёл меня за кулисы поздороваться с его друзьями-актёрами. Я никак не мог соизмерить – вот они только что были на сцене, причём один из них играл роль то ли Кощея, то ли Бармалея, и вдруг он за руку здоровается с моим папой! Такой плохой, и вдруг папин друг… Ещё одно яркое воспоминание связано со спектаклем «Проходной бал», в нем мама была занята. Во втором акте по пьесе семья принимала гостей. На столе помимо бутафорских осетров были и настоящие солёности – капуста, огурчики. Я с нетерпением ждал окончания спектакля, чтобы как можно скорее оказаться за кулисами и съесть всё это «богатство». При этом надо было опередить реквизиторов и актёров, которые тоже претендовали на закуску.
– К чему вы нетерпимы и толерантны: в театре и в жизни?
– К хамству нетерпим – и в жизни, и в театре. Неприемлю непрофессионализм. А вот, скажем, недостаточную одарённость принимаю. Ведь понятно, что не могут все быть талантливы как, например, Евстигнеев или Смоктуновский. Актёры есть разные, и это нормально. Даже при малых богом данных качествах можно быть очень полезным, незаменимым человеком в театре. При определённой работе над собой и, безусловно, высокопрофессиональном отношении к делу. В обратном случае – театр не терпит людей, обречённых на вечное ворчание, мол, я невостребован… Пустых разговоров, которыми прикрывается нежелание работать, я не терплю. В жизни стараюсь не общаться с теми, у кого отсутствует чувство юмора. Мне с такими не по пути.
Играющий тренер
– С мая этого года с приходом в ВМТ вам приходится совмещать творчество и организаторские качества. Трудно даётся?
– Слава богу, львиную долю организаторских дел в Молодёжном театре взял на себя директор. Но именно творческий процесс приходится организовывать мне. Трудно, не скрою. Но как сказал кто-то из наших великих полководцев, надо ввязаться в бой, а там посмотрим.
– Нашли общий язык с коллективом?
– Страстей как таковых не было. Просто у коллектива, скажем так, был повышенный эмоциональный фон. Что абсолютно понятно в случаях, когда меняется руководитель, – а что же будет дальше?.. Знаете, я бы не пошел в театр, если бы не знал его творческий потенциал. Это вовсе безумием бы было. Большинство ребят я знал лично до прихода на должность, всех видел на сцене. Поэтому проблемы поиска общего языка не было, нужно же было договориться о правилах игры, которые есть у каждого руководителя. Притирались, да и сейчас этот процесс идёт. Но это не проблема.
– Как будет строиться репертуарная политика в ВМТ?
– Для меня принципиально важно, чтобы Молодёжный театр не позиционировался как театр для молодых людей, предположим, только до 20 или 30 лет. Молодёжным – по духу, по энергетике, может быть, по рискованным экспериментам, но для всех. И суть репертуарной политики именно в том, чтобы абсолютно каждый мог найти для себя в нашем театре спектакль по душе.
– Как Отар Иванович, худрук НЭТа, отнёсся к тому, что теперь вас как профессионала приходится делить?
– С большим сожалением! Между нами есть определённые договорённости: всё, что стоит в репертуаре, я играю, но в премьерах просил меня пока не занимать. Он понимает, что сил остаётся меньше.
– Ваших зрителей в НЭТе мы можем успокоить? Работу там вы не бросите?
– В ближайшее время, это совершенно точно, я буду играть на сцене НЭТа.